Коллективу уже перевалило за десяток, а
их называют самой юной легендой некоммерческой панксцены, их песни своим
оппозиционным накалом могут нравиться и левым и правым, но никто не отважится
точно указать их место на политической шкале.
Дома их знают только соседи, а у нас патлатые с советской символикой на
майках уже лабают в переходах их «…и я блевал от сладкого пряника/ и я
сбежал от кнута лихого…». Эта группа не из тех, что пляшут под дудку местечковых
чингисханов и бренчат на державно-помпезных капустниках в честь независимости
государства Республики Казахстан от его населения. Их музыка с точки зрения
чиновников культуры не является таковой, а смысловая нагрузка лирики ставит
их с юридической точки зрения на один уровень с агентами иностранных спецслужб
или вооруженными дезертирами. Они — граждане страны, которой больше нет,
и это многое объясняет.
Странно, но казахстанский андеграунд, вышедший с протянутой рукой на московскую
улицу, не вызвал ухмылок ни у критики, ни у своей специфической аудитории
в России. Никаких щекотливых вопросов или язвительных сравнений. Наши
герои, имя которым «Адаптация», пришли сюда явно не за стадионами, славой
и валютными накоплениями — ведь поднакопить жирка с такой музыкой заведомо
невозможно, помимо того, даже «имея в запасе еще одну Родину», Ермен «Анти»
Ержанов сотоварищи снова и снова после очередной студийной сессии или
полуподвального концерта направляют стопы в родной Актюбинск, в котором
судя по жизнеописаниям казахских музыкантов, вполне можно снимать кино
о последствиях ядерного конфликта. Ментовская диктатура, разруха, нищета,
да и дети там родятся — «Кунсткамера бы таким позавидовала».
Творчеству необходима эмоциональная встряска, мощнейшее переживание, так
и «Адаптация» видимо берет на Острове Солнца все, что нужно для индивидуального
бунта, каждый раз подобно мазохистам окунаясь в орруэловскую атмосферу
своего забытого богом и чертом, осколка страны Советов. Вот она, «жизнь
в полицейском государстве», где «патриотическим дерьмом размалеваны стены»,
где режим царька Назарбаева загнал одну половину народа под ружье, дабы
охранять себя от другой его нищенствующей половины. Здесь никому не приходит
в голову шутить.
Тексты Ержанова поразительны, их невозможно не цитировать. Голос, который
режет слух своей невероятной для современного русского певца, интонацией
безысходной злобы. Отчаяние и боль, помноженные на подавленную агрессию,
слились в одно целое, безумно эмоциональное полотно. От такого не порежешь
себе вены, а скорее наденешь пояс шахида — и это полностью противоречит
тому, чему учил и учит фенечно-земляничный русский рок.
Песни «Адаптации» пугающе откровенны, они шокирующе демонстрируют вам
в лицо чью-то вывернутую наизнанку искалеченную душу. Они бьют точно в
цель, обрушивая массу негативной энергии на привыкший к русским девичьим
соплям слух отечественных рокеров-растаманов. Я не понимаю, что происходит,
но Ермен УДЕЛАЛ ВСЕХ, включая таких патриархов, как преподобные Цой и
Летов, уже сейчас обеспечив себе культовый статус среди продвинутой русской
панкоты и любителей социального рока. Аргументов у меня нет, это надо
просто слушать.
Заставить себя, как бы не больно это было, впитывать слова кровавого пота
и злых слез. О музыке можно сказать главное — она здесь есть. Тексты текстами,
а помимо них «Адаптация» наконец отошла от невразумительной нойзовой гитарной
подкладки, характерной для русской панк-музыки. Стилистически, весь материал
обильно пестрит вкраплениями Башлачева, ГО, возможно каких-то первых советских
протопанковых групп.
Такой панк-рок по-русски, а это уже само по себе означает нечто имеющее
в своей основе богатое наследие отечественных пионеров от рок-н-ролла.
У «Адаптации» резкий егоровский звук обогатился мелодичной и драйвовой
манерой исполнения. Неутомимая соло-гитара временами ощетинивается скоростными
спид-металлическими запилами, а при поддержке довольно быстрой и жесткой
ритм-секции звучание коллектива чем-то начинает напоминать впавших в депресняк
молодых Dead Ken-nedyes.
Параллели можно провести с кучей разных вещей и в то же время ни с чем
конкретным, ведь даже вокалист здесь и то не выглядит таким уж прямолинейным
клоном Егора Летова или Джона Лайдона — в средне темповых вещах он пытается
петь под Башлачева. У ребят явно не припасено рецепта идеального хита,
они и без того превращают в золото каждый номер альбома.
Так, из угодивших на «Безвременье» песен, любую хоть сейчас загружай в
тяжелую ротацию на Радио Ultra и можно стричь капусту. Мелодии, невзирая
на грязноватый звук, смогут завоевать своего слушателя, даже среди прихожан
того же Козырева, но, видно не судьба — да так оно и к лучшему, хоть группа
и достойна хитпарадов более чем кто-либо из нынешних их обитателей.
Этот живой сейшн, отыгранный четыре года назад в московском клубе «Факел»
собрал не все жемчужины из богатой дискографии музыкантов и, тем не менее,
впечатление производит неизгладимое. И уже не поймешь, поет Ержанов о
бедах своей незалежной родины или обращается теперь к ее старшей сестре-России.
Он социален и остервенел, он левее Летова, но скорее из тех кто «всегда
будет против». По крайней мере то, что анархия в этой стране не катит,
Ермен, похоже, начал понимать. И незачем делать из его творчества агитку,
просто наслаждайтесь болезненной красотой его песен. «И от таких откровений
толпы падают ниц / От закадычных бомжей до юридических лиц…»
|