В.И. ЛенинрефератКАРЛ
МАРКС
|
ПРЕДИСЛОВИЕВыходящая ныне отдельным оттиском статья о Карле Марксе написана была мной в 1913 (насколько помню) году для словаря Граната. В конце статьи было приложено довольно подробное указание литературы о Марксе, преимущественно иностранной. Это в настоящем издании выпущено. Затем редакция словаря, с своей стороны, по цензурным соображениям выбросила конец статья о Марксе, посвященный изложению его революционной тактики. К сожалению, я лишен возможности воспроизвести здесь этот конец, ибо черновик остался где-то в моих бумагах в Кракове или в Швейцарии. Помню только, что в этом конце статьи я приводил, между прочим, то место из письма Маркса к Энгельсу от 16.IV.1856 г., где Маркс писал: «Все дело в Германии будет зависеть от возможности подкрепить пролетарскую революцию своего рода вторым изданием крестьянской войны. Тогда дело будет отлично». Вот чего не поняли с 1905-го года наши меньшевики, докатившиеся теперь до полной измены социализму, до перехода на сторону буржуазии, Н. Ленин Москва, 14. V. 1918.Напечатано в 1918 г. в брошюре: Н. Ленин. «Карл Маркс», Изд. «Прибой», Москва ---------------------------------- Маркс Карл родился 5 мая нового стиля 1818 г. в городе Трире (прирейнская Пруссия). Отец его был адвокат, еврей, в 1824 г. принявший протестантство. Семья была зажиточная, культурная, но не революционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но больше всего историю и философию. Окончил курс в 1841 г., представив университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был еще тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку «левых гегельянцев» (Бруно Бауэр и др.), которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы. По окончании университета
Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная
политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига Фейербаха
и в 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 г.
отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра,
заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. Развитие взглядов левого
гегельянства в Германии шло в это время вперед очень быстро. Людвиг
Фейербах в особенности с 1836 г. начинает критиковать теологию и поворачивать
к материализму, который вполне берет верх у него в 1841 г. («Сущность
христианства»); в 1843 г. вышли его же «Основные положения философии
будущего». «Надо было пережить освободительное действие» этих книг —
писал Энгельс впоследствии об этих сочинениях Фейербаха. «Мы» (т. е.
левые гегельянцы, Маркс в том числе) «стали сразу фейербахианцами».
В 1843 г. Маркс женился в Крейцнахе на Дженни фон Вестфален, подруге детства, с которой он был обручен еще будучи студентом. Жена его принадлежала к прусской реакционной дворянской семье. Ее старший брат был министром внутренних дел в Пруссии в одну из самых реакционных эпох, 1850 — 1858 гг. Осенью 1843 г. Маркс приехал в Париж, чтобы издавать за границей, вместе с Арнольдом Руге (1802 — 1880; левый гегельянец, 1825 — 1830 в тюрьме, после 1848 г. эмигрант; после 1866 — 1870 бисмаркианец), радикальный журнал. Вышла лишь первая книжка этого журнала «Немецко-Французский Ежегодник». Он прекратился из-за трудностей тайного распространения в Германии и из-за разногласий с Руге. В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже как революционер, провозглашающий «беспощадную критику всего существующего» и в частности «критику оружия», апеллирующий к массам и к пролетариату. В сентябре 1844 г. в Париж приехал на несколько дней Фридрих Энгельс, ставший с тех пор ближайшим другом Маркса. Они вдвоем приняли самое горячее участие в тогдашней кипучей жизни революционных групп Парижа (особенное значение имело учение Пру дона, с которым Маркс решительно рассчитался в своей «Нищете философии», 1847 г.) и выработали, резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного социализма, теорию и тактику революционного пролетарского социализма или коммунизма (марксизма). См. соч. Маркса этой эпохи, 1844 — 1848 гг., ниже: Литература» В 1845 г. Маркс по настоянию прусского правительства, как опасный революционер, был выслан из Парижа. Он переехал в Брюссель. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу: «Союзу коммунистов», приняли выдающееся участие на II съезде этого союза (ноябрь 1847 г. в Лондоне) и, по его поручению, составили вышедший в феврале 1848 г. знаменитый «Манифест Коммунистической Партии». В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества. Когда разразилась февральская революция 1848 г., Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять в Париж, а оттуда, после мартовской революции, в Германию, именно в Кёльн. Там выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г. «Новая Рейнская Газета»; главным редактором ее был Маркс. Новая теория была блестяще подтверждена ходом революционных событий 1848 — 1849 гг., как подтверждали ее впоследствии все пролетарские и демократические движения всех стран мира. Победившая контрреволюция сначала отдала Маркса под суд (оправдан 9 февраля 1849 г.), а потом выслала из Германии (16 мая 1849 г.). Маркс отправился сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г. и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти. Условия эмигрантской жизни, особенно наглядно вскрытые перепиской Маркса с Энгельсом (изд. в 1913 г.), были крайне тяжелы. Нужда прямо душила Маркса и его семью; не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить «Капитала», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты. Кроме того, преобладающие учения и течения мелкобуржуазного, вообще непролетарского социализма вынуждали Маркса постоянно к беспощадной борьбе, иногда к отражению самых бешеных и диких личных нападок («Неrr Vogt»). Сторонясь от эмигрантских кружков, Маркс в ряде исторических работ (см. Литературу) разрабатывал свою материалистическую теорию, посвящая главным образом силы изучению политической экономии. Эту науку Маркс революционизировал (см. ниже учение Маркса) в своих сочинениях «К критике политической экономии» (1859) и «Капитал» (т. I. 1867). Эпоха оживления демократических
движений конца 50-х и 60-х гг. снова призвала Маркса к практической
деятельности. В 1864 г. (28 сентября) был основан в Лондоне знаменитый
I Интернационал, «Международное товарищество рабочих». Маркс был душой
этого общества, автором его первого «Обращения» и массы резолюций, заявлений,
манифестов. Объединяя рабочее движение разных стран, стараясь направить
в русло совместной деятельности различные формы непролетарского, домарксистского
социализма (Мадзини, Прудон, Бакунин, английский либеральный тред-юнионизм,
лассальянские качания вправо в Германии и т. п.), борясь с теориями
всех этих сект и школок, Маркс выковывал единую тактику пролетарской
борьбы рабочего класса в различных странах. Усиленная работа в Интернационале и еще более усиленные теоретические занятия окончательно подорвали здоровье Маркса. Он продолжал свою переработку политической экономии и окончание «Капитала», собирая массу новых материалов и изучая ряд языков (напр., русский), но окончить «Капитал» не дала ему болезнь. 2 декабря 1881 г. умерла
его жена. 14 марта 1883 г. Маркс тихо заснул навеки в своем кресле.
Он похоронен, вместе со своей женой, на кладбище Хайгейт в Лондоне.
Из детей Маркса несколько умерло в детском возрасте в Лондоне, когда
семья сильно бедствовала. Три дочери были замужем за социалистами Англии
и Франции: Элеонора Эвелинг, Лаура Лафарг и Дженни Лонгэ. Сын последней
— член французской социалистической партии. УЧЕНИЕ МАРКСАМарксизм — система
взглядов и учения Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем
трех главных идейных течений XIX века, принадлежащих трем наиболее передовым
странам человечества: классической немецкой философии, классической
английской политической экономии и французского социализма в связи с
французскими революционными учениями вообще. ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМНачиная с 1844 — 1845 гг.,
когда сложились взгляды Маркса, он был материалистом, в частности сторонником
Л. Фейербаха, усматривая и впоследствии его слабые стороны исключительно
в недостаточной последовательности и всесторонности его материализма.
Всемирно-историческое, «составляющее эпоху» значение Фейербаха Маркс
видел именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении
материализма, который еще «в XVIII веке особенно во Франции был борьбой
не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем
против религии и теологии, но и... против всякой метафизики» (в смысле
«пьяной спекуляции» в отличие от «трезвой философии») («Святое семейство»
в «Литературном Наследстве»). «Для Гегеля — писал Маркс — процесс мышления,
который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект,
есть демиург (творец, созидатель) действительного... У меня же, наоборот,
идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую
голову и преобразованное в ней» («Капитал», I, послесловие к 2 изд.).
ДИАЛЕКТИКАГегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением классической немецкой философии. Всякую иную формулировку принципа развития, эволюции, они считали односторонней, бедной содержанием, уродующей и калечащей действительный ход развития (нередко со скачками, катастрофами, революциями) в природе и в обществе. «Мы с Марксом были едва ли не единственными людьми, поставившими себе задачу спасти» (от разгрома идеализма и гегельянства в том числе) «сознательную диалектику и перевести ее в материалистическое понимание природы». «Природа есть подтверждение диалектики, и как раз новейшее естествознание показывает, что это подтверждение необыкновенно богатое» (писано до открытия радия, электронов, превращения элементов и т. п.!), «накопляющее ежедневно массу материала и доказывающее, что дела обстоят в природе в последнем счете диалектически, а не метафизически». «Великая основная мысль, — пишет Энгельс, — что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, — эта великая основная мысль со времени Гегеля до такой степени вошла в общее сознание, что едва ли кто-нибудь станет оспаривать ее в ее общем виде. Но одно дело признавать ее на словах, другое дело — применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования». «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед нею, кроме непрерывного процесса возникновение и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу». Таким образом диалектика, по Марксу, есть «наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления». Эту, революционную, сторону философии Гегеля воспринял и развил Маркс. Диалектический материализм «не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками». От прежней философии остается «учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика». А диалектика, в понимании Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию. В наше время идея развития,
эволюции, вошла почти всецело в общественное сознание, но иными путями,
не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую
дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всестороння,
гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции. Развитие, как
бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более
высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали,
а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное;
— «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние
импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных
сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления
или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная
связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все
новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс
движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного
(чем обычное) учения о развитии. (Ср. письмо Маркса к Энгельсу от 8
января 1868 г. с насмешкой над «деревянными трихотомиями» Штейна, которые
нелепо смешивать с материалистической диалектикой.) МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИСознание непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма привело Маркса к убеждению в необходимости «согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию». Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия. «Технология — говорит Маркс («Капитал», I) — вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений». Цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, Маркс дал в предисловии к сочинению «К критике политической экономии» в следующих словах: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие, отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический IT духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями»... «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации». (Ср. краткую формулировку Маркса в письме к Энгельсу от 7 июля 1866 г.: «Наша теория об определении организации труда средствами производства».) Открытие материалистического
понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение
материализма на область общественных явлений, устранило два главных
недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае
рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не
исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности
в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих
отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние
теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как
исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической
точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих
условий. Домарксовская «социология» и историография в лучшем
случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение
отдельных сторон исторического процесса. КЛАССОВАЯ БОРЬБАЧто стремления одних членов
данного общества идут в разрез с стремлениями других, что общественная
жизнь полна противоречий, что история показывает нам борьбу между народами
и обществами, а также внутри них, а кроме того еще смену периодов революции
и реакции, мира и войн, застоя и быстрого прогресса или упадка, эти
факты общеизвестны. Марксизм дал руководящую нить, позволяющую открыть
закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой
борьбы. Только изучение совокупности стремлений всех членов данного
общества или группы обществ способно привести к научному определению
результата этих стремлений. Наиболее глубоким, всесторонним
и детальным подтверждением и применением теории Маркса является его
экономическое учение. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРКСА«Конечной целью моего сочинения — говорит Маркс в предисловии к «Капиталу» — является открытие экономического закона движения современного общества», т. е. капиталистического, буржуазного общества. Исследование производственных отношений данного, исторически определенного, общества в их возникновении, развитии и упадке — таково содержание экономического учения Маркса. В капиталистическом обществе господствует производство товаров, и анализ Маркса начинается поэтому с анализа товара. СТОИМОСТЬТовар есть, во-1-х, вещь,
удовлетворяющая какой-либо потребности человека; во-2-х, вещь, обмениваемая
на другую вещь. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью.
Меновая стоимость (или просто стоимость) является прежде всего отношением,
пропорцией при обмене известного числа потребительных стоимостей одного
вида на известное число потребительных стоимостей другого вида. Ежедневный
опыт показывает нам, что миллионы и миллиарды таких обменов приравнивают
постоянно все и всякие, самые различные и несравнимые друг с другом,
потребительные стоимости одну к другой. Что же есть общего между этими
различными вещами, постоянно приравниваемыми друг к Другу в определенной
системе общественных отношений? Общее между ними то, что они — продукты
труда. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬНа известной ступени развития
товарного производства деньги превращаются в капитал. Формулой товарного
обращения было: Т (товар) — Д (деньги) — Т (товар), т. е. продажа одного
товара для покупки другого. Общей формулой капитала является, наоборот,
Д — Т — Д, т.е. покупка для продажи (с прибылью). Прибавочной стоимостью
называет Маркс это возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых
в оборот. Факт этого «роста» денег в капиталистическом обороте общеизвестен.
Именно этот «рост» превращает деньги в капитал, как особое, исторически
определенное, общественное отношение/производства. Исторической предпосылкой возникновения капитала является, во-1-х, накопление известной денежной суммы в руках отдельных лиц при высоком сравнительно уровне развития товарного производства вообще и, во-2-х, наличность «свободного» в двояком смысле рабочего, свободного от всяких стеснений или ограничений продажи рабочей силы и свободного от земли и вообще от средств производства, бесхозяйного рабочего, рабочего-«пролетария», которому нечем существовать кроме как продажей рабочей силы. Увеличение прибавочной стоимости возможно путем двух основных приемов: путем удлинения рабочего дня («абсолютная прибавочная стоимость») и путем сокращения необходимого рабочего дня («относительная прибавочная стоимость»). Анализируя первый прием, Маркс развертывает грандиозную картину борьбы рабочего класса за сокращение рабочего дня и вмешательства государственной власти за удлинение рабочего дня (XIV — XVII века) и за сокращение его (фабричное законодательство XIX века). После того, как появился «Капитал», история рабочего движения всех цивилизованных стран мира дала тысячи и тысячи новых фактов, иллюстрирующих эту картину. Анализируя производство относительной прибавочной стоимости, Маркс исследует три основные исторические стадии повышения производительности труда капитализмом: 1) простую кооперацию; 2) разделение труда и мануфактуру; 3) машины и крупную промышленность. Насколько глубоко вскрыты здесь Марксом основные, типичные черты развития капитализма, видно, между прочим, из того, что исследования русской так называемой «кустарной» промышленности дают богатейший материал по иллюстрации двух первых из названных трех стадий. А революционизирующее действие крупной машинной индустрии, описанное Марксом в 1867 году, обнаружилось в течение полувека, истекшего с тех пор, на целом ряде «новых» стран (Россия, Япония и др.). Далее. В высшей степени важным и новым является у Маркса анализ накопления капитала, т. е. превращения части прибавочной стоимости в капитал, употребление ее не на личные нужды или причуды капиталиста, а на новое производство. Маркс показал ошибку всей прежней классической политической экономии (начиная с Адама Смита), которая полагала, что вся прибавочная стоимость, превращаемая в капитал, идет на переменный капитал. На самом же деле она распадается на средства производства плюс переменный капитал. Громадное значение в процессе развития капитализма и превращения его в социализм имеет более быстрое возрастание доли постоянного капитала (в общей сумме капитала) по сравнению с долей переменного капитала. Накопление капитала, ускоряя вытеснение рабочих машиной, создавая на одном полюсе богатство, на другом нищету, порождает и так называемую «резервную рабочую армию», «относительный избыток» рабочих или «капиталистическое перенаселение», принимающее чрезвычайно разнообразные формы и дающее возможность капиталу чрезвычайно быстро расширять производство. Эта возможность в связи с кредитом и накоплением капитала в средствах производства дает, между прочим, ключ к пониманию кризисов перепроизводства, периодически наступавших в капиталистических странах сначала в среднем каждые 10 лет, потом в более продолжительные и менее определенные промежутки времени. От накопления капитала на базисе капитализма следует отличать так называемое первоначальное накопление: насильственное отделение работника от средств производства, изгнание крестьян с земли, кражу общинных земель, систему колоний и государственных долгов, покровительственных пошлин и т. д. «Первоначальное накопление» создает на одном полюсе «свободного» пролетария, на другом владельца денег, капиталиста. «Историческую тенденцию
капиталистического накопления» Маркс характеризует в следующих знаменитых
словах: «Экспроприация непосредственных производителей производится
с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых
грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей. Частная собственность,
добытая трудом собственника» (крестьянина и ремесленника), «основанная,
так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его орудиями
и средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью,
которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей
силы... Теперь экспроприации подлежит уже не рабочий, сам ведущий самостоятельное
хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих. Эта экспроприация
совершается игрой имманентных законов самого капиталистического производства,
путем централизации капиталов. Один капиталист побивает многих капиталистов.
В высшей степени важным
и новым является, далее, данный Марксом во II томе «Капитала» анализ
воспроизведения общественного капитала, взятого в целом. И здесь Маркс
берет не индивидуальное, а массовое явление, не дробную частичку экономии
общества, а всю эту экономию в совокупности. Исправляя указанную выше
ошибку классиков, Маркс делит все общественное производство на два больших
отдела: I) производство средств производства и II) производство предметов
потребления и детально рассматривает, на взятых им числовых примерах,
обращение всего общественного капитала в целом, как при воспроизводстве
в прежних размерах, так и при накоплении. В III томе «Капитала» разрешен
вопрос об образовании средней нормы прибыли на основе закона
стоимости. Великим шагом вперед экономической науки, в лице Маркса,
является то, что анализ ведется с точки зрения массовых экономических
явлений, всей совокупности общественного хозяйства, а не с точки зрения
отдельных казусов или внешней поверхности конкуренции, чем ограничивается
часто вульгарная политическая экономия или современная «теория предельной
полезности». Таким образом общеизвестный и бесспорный факт отступления цен от стоимостей и равенства прибыли вполне объяснен Марксом на основе закона стоимости, ибо сумма стоимостей всех товаров совпадает с суммой цен. Но сведение стоимости (общественной) к ценам (индивидуальным) происходит не простым, не непосредственным, а очень сложным путем: вполне естественно, что в обществе разрозненных товаропроизводителей, связанных лишь рынком, закономерность не может проявляться иначе как в средней, общественной, массовой закономерности, при взаимопогашении индивидуальных уклонений в ту или другую сторону. Повышение производительности
труда означает более быстрый рост постоянного капитала по сравнению
с переменным. А так как прибавочная стоимость есть функция одного лишь
переменного капитала, то понятно, что норма прибыли (отношение прибавочной
стоимости ко всему капиталу, а не к его переменной только части) имеет
тенденцию к падению. Маркс подробно анализирует эту тенденцию и ряд
прикрывающих ее или противодействующих ей обстоятельств. Не останавливаясь
на передаче чрезвычайно интересных отделов III тома, посвященных ростовщическому,
торговому и денежному капиталу, мы перейдем к самому главному: к теории
поземельной ренты. Цена производства земледельческих продуктов
в силу ограниченности площади земли, которая вся занята отдельными хозяевами
в капиталистических странах, определяется издержками производства не
на средней, а на худшей почве, не при средних, а при худших условиях
доставки продукта на рынок. Разница между этой ценой и ценой производства
на лучших почвах (или при лучших условиях) дает разностную или диференциальную
ренту. СОЦИАЛИЗМИз предыдущего видно, что
неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое
Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения
современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперед
все более и более быстро и проявляющееся за те полвека, которые прошли
со смерти Маркса, особенно наглядно в росте крупного производства, картелей,
синдикатов и трестов капиталистов, а равно в гигантском возрастании
размеров и мощи финансового капитала, — вот главная материальная основа
неизбежного наступления социализма. Интеллектуальным и моральным двигателем,
физическим вьшолнителем этого превращения является воспитываемый самим
капитализмом пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных
и все более богатых содержанием формах, неизбежно становится политической
борьбой, направленной к завоеванию политической власти пролетариатом
(«диктатура пролетариата»). Наконец, по вопросу об отношении социализма Маркса к мелкому крестьянству, которое останется в эпоху экспроприации экспроприаторов, необходимо указать на заявление Энгельса, выражающего мысли Маркса: «Когда мы овладеем государственной властью, мы не будем и думать о том, чтобы насильственно экспроприировать мелких крестьян (все равно, с вознаграждением или нет), как это мы вынуждены будем сделать с крупными землевладельцами. Наша задача по отношению к мелким крестьянам будет состоять прежде всего в том, чтобы их частное производство и частную собственность перевести в товарищескую, но не насильственным путем, а посредством примера и предложения общественной помощи для этой цели. И тогда у нас, конечно, будет достаточно средств, чтобы доказать крестьянину все преимущества такого перехода, преимущества, которые и теперь уже должны быть ему разъясняемы» (Энгельс: «К аграрному вопросу на Западе», изд. Алексеевой, стр. 17, рус. пер. с ошибками. Оригинал в «Neue Zeit»). ТАКТИКА КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ ПРОЛЕТАРИАТАВыяснив еще в 1844 — 1845
гг. один из основных недостатков старого материализма, состоящий в том,
что он не умел понять условий и оценить значения революционной практической
деятельности, Маркс в течение всей своей жизни, наряду с теоретическими
работами, уделял неослабное внимание вопросам тактики классовой борьбы
пролетариата. Громадный материал дают в этом отношении все сочинения
Маркса и изданная в 1913 г. четырехтомная переписка его с Энгельсом
в особенности. Материал этот далеко еще не собран, не сведен вместе,
не изучен и не разработан. Поэтому мы должны ограничиться здесь лишь
самыми общими и краткими замечаниями, подчеркивая, что без этой
стороны материализма Маркс справедливо считал его половинчатым, односторонним,
мертвенным. Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгом
соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического
миросозерцания. «Коммунистический Манифест»
о тактике политической борьбы выдвинул основное положение марксизма:
«коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса,
но в то же время они отстаивают и будущность движения». Во имя этого
Маркс в 1848 г. поддерживал в Польше партию «аграрной революции», «ту
самую партию, которая вызвала краковское восстание 1846 года». В Германии
1848 — 1849 гг. Маркс поддерживал крайнюю революционную демократию и
никогда впоследствии не брал назад сказанного им тогда о тактике. Немецкую
буржуазию он рассматривал как элемент, который «с самого начала был
склонен к измене народу» (только союз с крестьянством мог бы дать буржуазии
цельное осуществление ее задач) «и к компромиссу с коронованными представителями
старого общества». ЛИТЕРАТУРАПолное собрание сочинений
и писем Маркса не издано еще до сих пор. На русский язык переведена
большая часть произведений Маркса, чем на какой-либо другой язык. Нижеследующий
перечень этих произведений составлен в хронологическом порядке. К 1841
году относится диссертация Маркса о философии Эпикура (вошла в посмертное
издание «Литературное Наследство», о нем ниже). В этой диссертации Маркс
стоит еще вполне на идеалистически-гегельянской точке зрения. К 1842-му
году относятся статьи Маркса в «Рейнской Газете» (Кёльн), в особенности
критика прений о свободе печати в шестом рейнском ландтаге, затем по
поводу законов о краже леса, далее: защита освобождения политики от
теологии и др. (вошли частью в «Литературное Наследство»). Здесь намечается
переход Маркса от идеализма к материализму и от революционного демократизма
к коммунизму. В 1864 г. в Лондоне вышло
написанное Марксом «Обращение Международного товарищества рабочих» (есть
русский перевод). Маркс был автором многочисленных манифестов, обращений
и резолюций Генерального совета Интернационала. Весь этот материал далеко
еще не разработан и даже но собран. Первым приступом к этой работе является
книга Г. Иэкка: «Интернационал» (русский перевод СПБ. 1906, изд. «Знание»),
где напечатаны, между прочим, некоторые письма Маркса и составленные
им проекты постановлений. К числу написанных Марксом документов Интернационала
относится манифест Генерального совета по поводу Парижской Коммуны,
вышедший в 1871 г. в Лондоне отдельной брошюрой под заглавием: «Гражданская
война во Франции» (рус. пер. под ред. Ленина, изд. «Молота» и др. изд.).
К эпохе 1862 — 1874 гг. относится переписка Маркса с членом Интернационала
Кугельманом (два издания в рус. пер., одно перевод А. Гойхбарга, другое
под ред. Ленина). Затем, после смерти Маркса
были изданы следующие его произведения: «Критика Готской программы»
(СПБ. 1906 г., по-немецки в «Neue Zeit», 1890/91, № 18). «Заработная
плата, цена и прибыль» (доклад, читанный 26 июня 1865 г. «Neue Zeit»,
XVI, 1897/98, русский перевод в изд. «Молот» 1906 г. и Львовича 1905
г.). «Литературное Наследство К. Маркса, Фр. Энгельса и Ф. Лассаля»,
3 тома. Штутгарт. 1902. (Русский перевод под ред. Аксельрода и др. 2
тт. СПБ. 1908. I том еще под ред. Е. Гурвич, М. 1907. Отдельно изданы
письма Лассаля к Марксу, входят в «Литературное Наследство».) «Письма
К. Маркса, Ф. Энгельса и др. к Зорге» (два изд. по-русски, одно под
ред. Аксельрода, другое — с пред. Ленина, изд. Дауге). «Теории прибавочной
стоимости», 3 тт. в 4-х частях, Штутгарт, 1905 — 1910, изданная Каутским
рукопись четвертого тома «Капитала» (русск. пер. только первого тома
в трех изданиях: СПБ. 1906, под ред. Плеханова; Киев, 1906, под ред.
Железнова; Киев, 1907, под ред. Тучапского). Литература о Марксе и марксизме
необычайно велика. Мы отметим лишь наиболее существенное, разделяя авторов
на три главные отдела: марксистов, стоящих в существенном на точке зрения
Маркса; буржуазных писателей, по существу враждебных марксизму, и ревизионистов,
якобы признающих те или иные основы марксизма, а на деле заменяющих
его буржуазными воззрениями. Как своеобразно русскую разновидность ревизионизма
следует рассматривать народническое отношение к Марксу. В. Зомбарт в
своем «Ein Beitrag zur Bibliographic des Marxismus» (Archiv für
Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, XX, 2. Heft, 1905, S.S. 413 —
430)*9 приводит 300 названий в далеко неполном списке. Для пополнения
его см. «Neue Zeit», указатели за 1883 — 1907 гг. и последующие годы.
Затем см. Josef Stammhammer: «Bibliographie des Sozia-lismus und Kommunismus».
Bd. I — III. Jena (1893 — 1909)*10. Далее для детальной библиографии
марксизма можно указать еще: «Bibliographie der Sozialwissenschaften».
Berlin. Jahrgang 1, 1905 u.ff.*11. См. также Я. А.Рубакин, «Среди
книг» (т. II, 2-е изд.). По вопросу о философии марксизма
и об историческом материализме лучшее изложение у Г. В. Плеханова: «За
20 лет». СПБ. 1909, 3-е изд.; «От обороны к нападению». СПБ. 1910; «Основные
вопросы марксизма». СПБ. 1908; «Критика наших критиков». СПБ. 1906;
«К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». СПБ. 1908,
и др. соч. Антонио Лабриола: «К вопросу о материалистическом
взгляде на историю». СПБ. 1898. Его же: «Исторический материализм
и философия». СПБ. 1906. Фр. Меринг: «Об историческом материализме».
СПБ. 1906 (2 изд.: «Просвещения» и «Молота»). Его же: «Легенда
о Лессинге». СПБ. 1908 («Знание»). Ср. также (немарксист) Ш. Андлер:
«Коммунистический Манифест. История, введение, комментарий». СПБ.
1906.См.также «Исторический материализм». СПБ. 1908, сборник статей
Энгельса, Каутского, Лафарга и мн. др. Л. Аксельрод: «Философские
очерки. Ответ философским критикам исторического материализма». СПБ.
1906. Достойна внимания книга
идеалиста гегельянца Giov, Gentile: «La philosophia di Marx»
(Pisa. 1899) *22 — автор отмечает некоторые важные стороны материалистической
диалектики Маркса, обычно ускользающие от внимания кантианцев, позитивистов
и т.п., — и Levy: «Feuerbach» *23 — об одном из главнейших философских
предшественников Маркса. Полезный свод цитат из ряда сочинений Маркса
у Чернышева: «Памятная книжка марксиста». СПБ. («Дело») 1908.
По вопросу об экономическом учении Маркса: К. Каутский: «Экономическое
учение Маркса» (многочисленные русск. издания), его же: «Аграрный
вопрос», «Эрфуртская программа» и многочисленные брошюры. Ср. еще Бернштейн:
«Экономическое учение Маркса», 3-й том «Капитала» (русск. перев. 1905);
Габриэль Девиль: «Капитал» (изложение I тома «Капитала», русский
перевод 1907). Критика экономического учения Маркса с точки зрения широко распространенной среди буржуазных профессоров теории «предельной полезности»: Böhm-Bawerk: «Zum Abschluss des Marxschen Systems» (Brl. 1896 в «Staatswiss. Arbeiten», Festgabe fur K.Knies). Есть русск. перевод: СПБ. 1897, «Теория Маркса и ее критика», и его же «Kapital und Kapitalzins», 2 изд. Insbr. 1900 — 1902, 2 т. («Капитал и прибыль». СПБ. 1909). Далее см.: Riekes: «Wert und Tauschwert» (1899)*25; v. Bortkiewicz: «Wertrechnung u. Preisrechnung im Marxschen System» (Archiv f. Sozialw., 1906 — 1907) *26; Leo v. Buch: «Uber die Elemente d. polit. Ökonomie. I. Th. Die Intensität d. Arbeit, Wert u. Preis» *27 (изд. также по-русски). Разбор критики Бём-Баверка с марксистской точки зрения: Hilferding: «Bohm-Bawerks Marx-Kritik» («Marx-Studien», Bd. I. Wien, 1904) *28 и более мелкие статьи в «Neue Zeit». По вопросу о двух главных направлениях в истолковании и развитии марксизма, — «ревизионистском» и радикальном («ортодоксальном»), см. Эд. Бернштейн: «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (нем. ориг. Stuttg. 1899; рус. пер. «Историч. материализм», СПБ. 1901. «Социальные проблемы», М. 1901), ср. также его же: «Очерки из истории и теории социализма». СПБ. 1902. Ответ ему: К. Каутский: «Бернштейн и с.-д. программа» (нем. ориг. Stuttg. 1899. Рус. пер. 4 издания 1905 — 1906 гг.). Из французской марксистской литературы: Jules Guesde: «Quatre ans de lutte des classes», «En garde!», «Questions d'hier et d'aujourd'hui» (Paris, 1911) *29; P, Lafargue: «Le déterminisme économique de K. Marx» (Paris, 1909) *30. Ant. Pannekoek: «Zwei Tendenzen in der Arbeiter-Bewegung» *31. По вопросу о марксовой теории накопления капитала новая работа Rosa Luxemburg: «Die Akkumulation des Kapitals» (Bri. 1913) *32 и разбор ее неправильного толкования теории Маркса у Otto Bauer: «Die Akkumulation des Kapitals» («Neue Zeit» 31 т., 1913, I, S.S. 831 u. 862) *33. Eckstein в «Vorwärts», 1913 и Pannekoek в «Вremer Bürger-Zeitung», 1913. Из старой русской литературы о Марксе: Б. Чичерин: «Немецкие социалисты» в «Сборнике государственных знаний» Безобразова, СПБ. 1888, и «История политических учений», ч. 5. М. 1902, стр. 156. Ответ Зибера: «Немецкие экономисты сквозь очки г. Чичерина» в «Собрании сочинений» т. II, СПБ. 1900. Л. Слонимский: «Экономическое учение К. Маркса». СПБ. 1898. Н. Зибер: «Давид Рикардо и К. Маркс в их общественно-экономических исследованиях». СПБ. 1885 и «Собр. сочинений», 2 тома, СПБ. 1900. Рецензия И. Кауфмана (И. К — на) на «Капитал» в «Вестнике Европы» 1872, № 5 — замечательна тем, что Маркс в послесловии ко 2-му изданию «Капитала» цитировал рассуждения И. К — на, признавая их правильным изложением своего материалистически-диалектического метода. Русские народники о марксизме: Н. К.. Михайловский в «Русском Богатстве» 1894, № 10; 1895, №№ 1 и 2, перепеч. в собр. соч. — по поводу «Критических заметок» П. Струве (СПБ. 1894), разобранных с марксистской точки зрения К. Тулиным (В. Ильин) в «Материалах к характеристике нашего хозяйственного развития» (СПБ. 1895, уничтожено цензурой), перепечатано у В. Ильина: «За 12 лет». СПБ. 1908. Далее, из народнической литературы: В. В.: «Наши направления». СПБ. 1892. Его же: «От 70-х годов к 900-ым». СПБ. 1907. Николай — он: «Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства». СПБ. 1893. В. Чернов: «Марксизм и аграрный вопрос». СПБ. 1906. Его же: «Философские и социологические этюды». СПБ. 1907. Кроме народников отметим еще: ZT. Кареев: «Старые и новые этюды об историческом материализме». СПБ. 1896. 2-е изд. 1913 г. под заглавием: «Критика экономического материализма». Масарик: «Философские и социологические основания марксизма». М. 1900. Кроче: «Исторический материализм и марксистская экономия». СПБ. 1902. Для правильной оценки взглядов Маркса безусловно необходимо знакомство с произведениями его ближайшего единомышленника и сотрудника Фридриха Энгельса. Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса. Критика Маркса с точки зрения анархизма см. у В. Черкезова: «Доктрины марксизма». СПБ. 1905, 2 части; В. Текер: «Вместо книги». М. 1907. Синдикалист Сорель: «Социальные очерки современной экономии». М. 1908. -------------------------------------------------------------------------- *1 — «Вперед».
*2 — «Немецкая Брюссельская
Газета».
*3 — «Вестфальский Пароход»
(Билефельд, 1845 — 1848).
*4 — «Зеркало Общества»
(1846, Эльберфельд).
*5 — Энгельс в статье о
Марксе в «Handwörterbuch der Staatswtssenscbaften», Bd. 6, S. 603
(«Словарь государственных наук», том 6, стр. 603. Ред.) и Бернштейн
в статье о Марксе в 11-м издании «Британской Энциклопедии» 1811 г, ошибочно
указывают 1853 — 1860 гг. Смотри переписку Маркса и Энгельса, изданную
в 1913 году.
*6 — «Новая Одерская Газета».
*7 — «Печать».
*8 — «Народ».
*9 — «К библиографии марксизма»
(Архив социальной науки и социальной политики, XX том, 2 выпуск, 1905,
стр. 413 — 430).
*10 — Иосиф Штаммгаммср.
«Библиография социализма и коммунизма». Тт. I — Ill. Иена (1893 — 1909).
*11 — «Библиография социальных
наук». Берлин. Год издания 1, 1905 в ел. Ред.
*12 — «Народный Календарь».
*13 — Спарго. «К.
Маркс, его жизнь и деятельность». Лондон, 1911.
*14 — Клара Цеткин,
«Карл Маркс и дело его жизни» (1913).
*15 — Э. Унтерманн.
«Логические недостатки ортодоксального марксизма». Мюнхен. 1910.
*16 — Гуго Рикес.
«Философские корни марксизма» в «Журнала Государственных Наук», 62 год
издания. 1908, 3 книга, стр. 407 — 432.
*17 — Бетю Эрдлшн.
«Философские предпосылки материалистического понимания истории» в «Ежегоднике
Законодательства, Управления и Народного Хозяйства» (Ежегодник Шмоллера).
1907, 3 книга, стр. 1 — 56.
*18 — Р. Штаммлер.
«Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории».
2 изд. Лейпциг. 1906.
*19 — Герман Гортер.
«Исторический материализм», 1909.
*20 — Гаммахер. «Философско-экономическая
система марксизма» (Лейциг. 1910).
*21 — Макс Адлер.
«Причинность и телеология» (Вена. 1909. «Исследования по Марксу») и
«Маркс как мыслитель».
*22 — Джованни Джентиле.
«Философия Маркса» (Пиза. 1899).
*23 — Леей. «Фейербах».
*24 — Компер-Морель.
«Аграрный вопрос и социализм во Франции». Париж. 1912.
*25 — Рикес. «Стоимость
и меновая стоимость» (1899).
*26 — Борткевич,
«Определение стоимости и цен в системе Маркса» (Архив социальных наук.
1906 — 1907).
*27 — Л. Бух. «Основные
элементы политической экономии. I часть. Интенсивность труда, стоимость
и цена».
*28 — Гильфердинг.
«Бём-Баверк как критик Маркса» («Исследования по Марксу», том I. Вена,
1904).
*29 — Жюль Гед. «Четыре
года классовой борьбы», «На страже!», «Вопросы вчерашнего и сегодняшнего
дня» (Париж, 1911).
*30 — П. Лафарг.
«Экономический детерминизм К. Маркса» (Париж, 1909).
*31 — А. Паннекук.
«Две тенденции в рабочем движении».
*32 — Роза Люксембург.
«Накопление капитала» (Берлин, 1913).
*33 — Отто Бауэр.
«Накопление капитала» («Новое Время», 31 т., 1913, I, стр. 831 и 862).
------------------------------------------------- В. И. Ленин начал писать статью «Карл Маркс» для энциклопедического словаря товарищества братьев Гранат весной 1914 года в Поронине (Галиция) и закончил ее в ноябре 1914 года в Берне (Швейцария). В предисловии к этой статье, изданной в 1918 году отдельной брошюрой, Ленин по памяти указывает дату написания статьи—1913 год. Статья была напечатана в 1915 году в словаре за подписью В. Ильин, с приложением «Библиографии марксизма». По цензурным условиям редакция опустила две главы — «Социализм» и «Тактика классовой борьбы пролетариата» — и внесла ряд изменений в текст. В 1918 году издательство «Прибой» выпустило эту работу с предисловием В. И. Ленина отдельной брошюрой в том виде, как она была напечатана в словаре, но без приложения «Библиографии марксизма». Впервые полный текст статьи по рукописи опубликован в 1925 году в сборнике «Маркс, Энгельс, марксизм», подготовленном Институтом Ленина при ЦК РКП(б). -------------------------------------------------
|
Написано в июле
— ноябре 1914 г. |
|
|
||||||
|