ВИДИМОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ РЕЖИМА То есть, после прошедшей перерегистрации нынешние и будущие официальные партии абсолютно не представляют реальную расстановку сил, классовые интересы и потребности широких слоев общества. И даже партиями как таковыми не являются. В политической самостоятельности отказано даже умеренным либералам и олигархам, если не считать совсем «конструктивного» «Ак Жола», который упражняется в создании сверх лояльных и виртуальных проектов. Что же касается обезоруженной и неопасной Компартии, то посредством нее можно свободно выпускать пар недовольства старшего поколения и показывать западному общественному мнению наличие «красной оппозиции» реформам в стенах Казахстанского парламента. Вся эта сконструированная система направлена на отстранение реальных социальных движений и групп от участия в выборах, является страховкой от возможности успеха левой оппозиции в случае обострения недовольства в стране. Не скрывают и открыто говорят об этом представители самой власти. Так, по словам советника президента Назарбаева Е. Ертысбаева: «Очевидно, что в основе легитимности власти в Казахстане лежат конкурентные выборы, но сам избирательный процесс носит болезненный характер и сопровождается нарушениями. Главной причиной таких процессов является непреодолимое противоречие между жестко заданной либерализацией в области экономических реформ и наличием громадного традиционалистского электората. Власть доминирует на выборах. Поскольку власть есть способ осуществления влияния, подчинения, принуждения в соответствии с фактическим балансом сил, то основные рычаги становления выборной демократии, избирательных механизмов и выборных кампаний находятся в руках государственной управленческой элиты». Бывший социалист Ертысбаев сам высказывается о фактическом применении методов «управляемой демократии» для нейтрализации т. н. «традиционалистского электората», то есть рабочего класса, крестьянства, широких слоев горда и села в пользу капиталистических реформ т. н. «жестко заданной либерализации». Вот она воочию представлена классовая правда врага! Соответственно созданная система призвана осуществлять политику по укреплению рыночных частнособственнических отношений посредством диктаторского государства – инструмента господства буржуазной элиты. В результате мы видим в последнее время принятие Кодекса законов о земле, который приведет к юридическому оформлению отъема у крестьян сельхоз. Угодий в интересах современных латифундистов и помещиков из числа бывших председателей колхозов, различных чиновников и акимов. Причем процедура принятия Кодекса проходила с вопиющими нарушениями собственных законов и самих правил парламентаризма, что говорит о готовности президента и его окружения в любой момент отбросить любые формальности, проигнорировать мнение даже сверх кроткого Мажилиса (нижней палаты парламента) в интересах скорейшего удовлетворения личных интересов.
Действительно, на протяжении 12 лет Казахстан являлся настоящим полигоном
по применению методов «шоковой терапии» по рецептам МВФ и МБ. Речи первых лиц государства «о торжестве и об окончательной победе капитализма» имеют и оборотную сторону. Казахстан вошел в мировую систему капитализма в качестве сырьевого придатка и дополнил банановые республики периферии, которым никогда не суждено вырваться из ямы социально-экономического рабства в разряд т. н. развитых стран. В реальности же в Казахстане создана та модель либеральной рыночной экономики, которая дает широчайший простор для сверх эксплуатации, проще говоря, для разграбления национальных богатств и трудовых ресурсов, как со стороны транс национального капитала, так и местных «племенных вождей» называемой «управленческой элитой». Ориентация лишь на развитие сырьевого и добывающего сектора ведет к окончательной стагнации обрабатывающих отраслей собственной промышленности, к еще большему неравномерному перераспределению национального дохода, который в основном концентрируется в руках узкой кучки нефтяной буржуазии и чиновников (как правило, из состава семейного клана и приближенных Назарбаева) связанных с экспортом и с руководством ТНК. Созданные льготные послабления иностранным инвесторам и заключенные контракты, по которым с одной тонны добытой нефти в республиканский бюджет идет всего 1 $, лишь еще раз подтверждают наш тезис. Реальные же капиталы улетучиваются из страны, не находя своего применения в национальной экономике, обогащая ТНК и акамулируясь на личных счетах первых лиц государства. Доказательством может служить 22% казахстанского экспорта на Сейшельские острова, то есть в офшорную зону. Подобная схема неоколониализма достаточно обкатана в странах третьего мира. Что интересно даже в момент перманентного взлета общемировых цен на углеводородное сырье бюджет страны не показывал какого-либо серьезного роста. Вхождение страны во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) во многом закрепит нынешнее состояние, приведя к банкротству новые группы отечественных производителей. Вообще, в результате либеральных рыночных реформ произошла фактическая ликвидация системы социальной защиты; небывалый рост безработицы и появление категории «само занятых граждан» привело к возникновению многочисленного слоя населения выключенного из экономической жизни страны или занимающихся натуральным хозяйством; новое трудовое законодательство лишило трудящихся и профсоюзы каких либо прав, дав в свою очередь работодателям небывалую возможность жесткой беспрепятственной эксплуатации; из-за закрытия тысяч предприятий в городах и из-за национальных притеснений страну покинуло более двух миллионов человек трудоспособных возрастов; чрезвычайное падение жизненного уровня, рождаемости, увеличение смертности и болезней, носящих социальный характер приводит к необратимым процессам де популяции, как коренного народа, так и казахстанского общества в целом. Про экологические последствия хищнического разграбления природных ресурсов страны и говорить нечего. Уничтожение природы и фауны Каспийского моря вследствие разработки иностранными компаниями Каспийского шельфа уже становится очевидной реальностью. В подобной экономике нет места для стабильной социальной структуры, так как отсутствуют серьезные и крупные промежуточные слои в виде «среднего класса» и мелкой буржуазии, а общество крайне поляризовано на ничтожное меньшинство сверх богатых и абсолютное большинство бедных. Более того, происходит повсеместное вытеснение и ликвидация стихийных рыночных торговых элементов (т. н. челноков), а поддержка малого и среднего бизнеса является больше пропагандой, чем реальностью. Преуспев в деле закабаления собственного народа и в преследованиях оппозиции, казахстанское руководство неминуемо приводит страну к потере экономической и политической независимости. В период нынешней глобализации вообще трудно говорить о какой то независимости национальных государств. Но прикрытое или прямое вмешательство ТНК или крупнейших держав во внутренние дела стран третьего мира достигают порой чудовищных размеров. Все более отчетливо проявляются тенденции раздела на сферы влияния месторождений и территорий Казахстана между империалистическими странами. Так, нефтеносные запад и юг страны явно находятся в зоне интересов США, отчасти ряд нефтяных месторождений Актюбинской области и регионы востока подпадают под пристальное внимание Китая, северные области все более интегрируются российским капиталом. Определенное желание потеснить своих конкурентов в РК и центральной Азии имеются и у стран Евросоюза. Политическими инструментами усиления влияния империалистических сил в Казахстане и бывших советских республиках Средней Азии становятся все большее размещение военных баз США и НАТО. Не может обойти стороной казахстанскую экономику и иракский кризис, способный привести к общемировому падению цен на нефть. Таким образом, руководство сделало Казахстан заложником своей же собственной внешней много векторной политики и либерального экономического курса. Реставрация капитализма в СССР привела народы, населяющие ее бывшие республики к настоящей национальной и социальной катастрофе. Слом плановых механизмов, полное разгосударствление экономики привели лишь к обогащению партийной бюрократии превратившейся в новую буржуазию. Произошел контрреволюционный откат исторических процессов и установился упадок во всех сферах жизнедеятельности общества. Казахстанский капитализм имеет ущербный паразитический и тупиковый характер, с установлением которого произошел общий спад экономики, стагнация и разрушение производительных сил, который возродил к жизни даже докапиталистические уклады и элементы. Паразитический характер носит и сама элитная казахстанская буржуазия, не способная к развитию страны и общества, обеспечившая расцвет трайбализма, заложившая основу дальнейшей дезинтеграции и распада страны и приведшая некогда богатую республику к фактической потере экономической и политической независимости. Вообще в целом, из анализа доморощенного капитализма становится понятным и источники благосостояния новой элиты. Смогут ли ее выдающиеся представители во главе с Назарбаевым распутать клубок социальных и национальных противоречий или же приостановить надвигающийся серьезный экономический и политический кризис? Каковы возможности новой системы и власти удержаться и стабилизироваться? На эти вопросы мы постараемся ответить в следующих разделах.
Однако, после конфликта с премьером А. Кажегельдиным (98 г.), а затем
в результате раскола элиты т. н. «бунта младотюрков» (2001 г.) вскрылись
многочисленные факты коррупции в высших эшелонах власти и огромные злоупотребления
в период массовой приватизации приоткрывшие занавес над историей возникновения
капиталов и собственности семьи и приближенных президента. За последние
четыре года демократический имидж первого президента независимого Казахстана
был явно подпорчен скандалами типа «Казахгейта» и возбуждением уголовных
дел прокуратурой Швейцарии и судебными властями США по факту взяток и
обнаружения крупных незаконных счетов. Правда, бунт молодых олигархов был сравнительно быстро подавлен, отдельные их представители (Жакиянов и Аблязов) примерно наказаны, а президентскому окружению, как мы видим, удалось не только сохранить свои позиции, но и существенно укрепить систему, придав ей еще большие диктаторские свойства. Но в этой ситуации, даже обеспечив себя абсолютной властью, правящая верхушка не может чувствовать себя абсолютно спокойной, а свое положение считать стабильным и застрахованным от социальных и политических катаклизмов. Устойчивость конструкции всегда остается под большим вопросом, так как клан и доморощенная буржуазия не смогли сформировать широкую социальную базу поддержки в обществе и, оторвавшись, все больше становятся изолированным ничтожным меньшинством. При все большем увеличении симптомов надвигающегося кризиса сырьевой экономики, при неблагоприятной международной коньюктуре цен на нефть, при вероятности массовой волны социальных выступлений и протестов, режим поставлен перед необходимостью мобилизации всех своих сил, возможностей и резервов. В ход пускается налаженная система «президентского агитпропа», то есть активно распространяются новинки полит. технологий по манипулированию общественным мнением через сеть подконтрольных СМИ, таких как «Хабар» Дариги Нурсултановны. Последнее «послание президента народу Казахстана», есть PR изобретение советников Назарбаева подобного рода. Идеологический аппарат озвучил обещания будущего улучшения социального уровня жизни основной массе казахстанцев за счет увеличения пенсий, пособий и минимальных зарплат, а в политической сфере провозгласил демократизацию системы выборов. Насколько мы, левые коммунисты и революционные марксисты, можем серьезно воспринимать разрекламированные тезисы, озвученные Назарбаевым в своем «послании»? Во первых, по всей видимости, режим желает заретушировать формальным поднятием пенсий и пособий надвигающийся экономический кризис и сбить накал общего недовольства в стране. К тому же, к делу привлекается пресловутый национальный резервный фонд, находившийся ранее на личном счету ближайших родственников президента и рассекреченный бывшим премьером Тасмагамбетовым буквально полтора года назад, из-за угрозы его заморозки со стороны Швейцарской прокуратуры. С головой раскрывается стремление скрыть следы разворовывания значительных бюджетных средств и легализовать капиталы, находящиеся на личных счетах первых лиц государства. Надбавки к пенсиям, таким образом, являются лишь пропагандистским ходом перед чередой приближающихся выборов, т. е. очередным обманом, который вскроется после новой волны инфляции. Кроме этого, обещания красивой жизни, нужны были для прикрытия принятия действительно антинародного земельного Кодекса. В реальности же социальных конфликтов и классовую дифференциацию подобные меры не смягчат в принципе, в силу того, что паразитическая буржуазная элита никогда не пойдет на кардинальное перераспределение национального дохода, львиную долю которой она успешно проедает. Во вторых, обещание ввести выборность акимов и либерализовать законодательство о выборах, больше ориентировано на успокоение общественного мнения Запада и для подтверждения приверженности правящей верхушки «стратегическому курсу по демократизации общества». Методы контроля уже давно выработаны, обкатаны, и можно представить себе, что это будут за «демократически избранные» акимы и депутаты. Формально конечно, Назарбаев может пойти на частичное реформирование закона «О выборах», при условии, что им будут пользоваться исключительно уже зарегистрированные, т. е. тщательно отобранные и лояльные про президентские партии. Для внутреннего же потребления, используются всевозможные ертысбаевы, кул мухамеды прочие идеологические адепты режима, неустанно доказывающие невозможность использования широких политических свобод в нашем «настолько неподготовленном, незрелом и транзитном обществе». Другим мотивом для написания подобного послания явилось необходимость идеологической нейтрализации агитационных усилий ДВК (Демократического Выбора Казахстана) и буржуазной оппозиции. Лозунги выборности акимов, демократизации избирательной системы как бы вырываются из рук младотюрков и становятся неотъемлемой частью официоза. Понятно, что про декларированные реформы власть исполнит сверху и на свой лад, и они послужат для ее еще большего укрепления и создания декоративной оболочки. Таким образом, многие требования буржуазно-демократических изменений теряют свой смысл и прежнюю суть. Если подходить серьезно, то объективно сформировавшаяся политическая
система не может сама «демократизироваться» и либерально смягчиться. Что
фактически означает возможность потери власти. Согласится ли Назарбаев
и его семья добровольно отказаться от центрального положения в государственном
аппарате, от собственности и капиталов? Не будем столь наивны в таких
оценках. Наоборот, «авторитарная президентская республика» имеет все шансы
и тенденции превратиться со временем в династическое государство, напоминающее
ханскую систему правления. Нынешнее устройство власти, при внимательном
рассмотрении, мало напоминает республику европейского образца, а сам президент
похож на типичного феодального правителя. В действительности за последние
пять - шесть лет в стране установился режим власти семейного клана Назарбаевых,
во многом напоминающий аналогичную диктатуру президента Сухарто в Индонезии.
Другие конкурентные группировки устранены и нейтрализованы. Будущие президентские выборы 2006 года без сомнения будут проведены для формального продления полномочий ныне действующего восточного правителя. В конечном итоге можно утверждать, что нынешний режим не способный разрешить
социально-экономические противоречия и осуществить задачи развития страны,
будет все более ожесточаться, консервироваться и прибегать к репрессивным
методам подавления недовольства народных масс. Лев Троцкий еще в период
первой русской революции в 1906 году, так характеризовал царское самодержавие:
"Чем централизованнее государство и чем независимее от общества,
тем скорее оно превращается в самодовлеющую организацию, стоящую над обществом.
Чем выше военно-финансовые силы такой организации, тем длительнее и успешнее
может быть ее борьба за существование.
Кроме этого, после завершения массовой приватизации, усилились противоречия и в самом стане господствующих классов, что грозит перерасти в волну новых «переделов» и соответственно привести к политической нестабильности. Правящая верхушка уже не может управлять страной посредством системы буржуазной демократии. Поэтому велика потребность в усилении института буржуазного государства, что бы с одной стороны застраховать себя от всяких неожиданностей со стороны «традиционалистского электората» т.е. нищего народа, а с другой утвердить правила игры между различными группировками и кланами. Безусловно, этот инструмент необходим и в деле последовательного проведения завершающих либеральных экономических реформ (закон «О земле», КЗОТ и т. д.) для отъема земли и дальнейшего закабаления пролетариата. Все это не может не вызвать усиление сопротивления со стороны трудящихся, против которых увеличивается не только репрессивный аппарат в виде МВД, КНБ, Прокуратуры, Судов, но и вводятся законодательные нормы (закон «О партиях»), которые фактически лишают возможности их самостоятельного политического участия в выборах. Ужесточение политической жизни проявляется во всем – это и ограничение свободы слова в виде закрытия ряда СМИ (закон «О СМИ»); ликвидация права на объединение в союзы в фактах преследования и ликвидации независимых профсоюзов и организаций; усложнение реализации права на забастовки (закон «О забастовках»); поставлена под сомнение свобода собраний (Указ президента «О порядке проведения митингов…»); удар наносится по неправительственным организациям (законопроект «О НПО»); молодежь лишается возможности создавать самостоятельные движения (законопроект «О государственной молодежной политике»); появились политзаключенные, число которых со временем будет только расти. Можно в связи с этим отметить статьи в Уголовном Кодексе имеющие чисто политический характер, карающие, например, за организацию незаконных забастовок и за оскорбление Президента и представителей власти. Если брать Казахстан, то такой центральной фигурой государственной системы,
стоящей на охране сложившейся капиталистической экономики и строя является
президент Назарбаев. Он же устанавливает правила игры среди различных
клановых группировок, наказывает провинившихся, как в деле с Аблязовым
и Жакияновым. По сути, он суперарбитр и вождь крупной буржуазии, олицетворение
существующего порядка и гарант нерушимости сложившихся отношений в обществе.
Псевдодемократическая оболочка в виде выборов превращена в формальный
ритуал передачи власти самим же себе. Правда, отчасти сама крупная буржуазия
оказалась частично политически подчинена и экспроприирована. Но это лишь
еще раз подчеркивает, что молодые олигархи есть лишь «продукт Назарбаева».
Все равно как русская буржуазия ХIХ века развивалась при покровительстве
царизма и была политически несамостоятельна. Карл Маркс метко подметил механику формирования бонапартистской формы государства. Так в своей работе «Гражданская война во Франции» он писал: «Ввиду угрожавшего восстания пролетариата объединившейся господствующий класс стал безжалостно и нагло пользоваться государственной властью как национальным орудием войны капитала против труда. Но его непрекращающийся крестовый поход против массы производителей заставил, с одной стороны, давать исполнительной власти все больше и больше прав для подавления сопротивления, с другой – постепенно отнимать у своей собственной парламентской твердыни – Национального собрания – все его средства обороны против исполнительной власти. Луи Бонапарт, представлявший собой эту исполнительную власть, разогнал представителей господствующего класса. Вторая империя явилась единственным следствием республики партии порядка».
Идеологические агенты режима пытаются всячески обелить существующую власть
и повесить на нее маску добропорядочности. Так незабвенный советник президента
Е. Ертысбаев ни много не мало заявляет: «Евросоюз признал Казахстан как
страну с рыночной экономикой. Первое, кстати, государство в СНГ – это
Казахстан, признан США и Евросоюзом как государство с рыночной экономикой.
Ни одно диктаторское государство, ни одну страну, в которой нарушаются
права человека, никогда Запад не признает в качестве государства с рыночной
экономикой, ибо рынок и демократия для них - это две стороны одной медали».
Однако, будучи по образованию историком, Ертысбаев явно лукавит. Диктатура
Пиночета в Чили, военные перевороты осуществленные против Вспомним кровавый режим генерала Ро Де У в Южной Корее, который репрессиями
устанавливал капиталистические отношения. Кстати, в этой «развитой» стране
до сих пор несколько десятков тысяч политзаключенных, а работы Маркса
и Ленина запрещены к распространению. Во многих странах третьего мира
периодически устанавливаются диктатуры, на которые т. н. «общественное
мнение Запада» просто закрывают глаза. Абсолютная власть Назарбаева - марионеточная система подобного рода. И пока «наш» президент вполне устраивает интересы крупных международных корпораций, и не заикается о широкомасштабной национализации недр и крупной промышленности, что в свое время опрометчиво сделал Саддам Хусейн, этот центрально-азиатский режим будет иметь достаточно потенциала для удержания собственных позиций и контроля за подданными. Но некоторые демократы в связи с этим скажут, что «политическая изоляция нынешнего режима в силу «Казахгейта» и последних разоблачений стало реальностью и президент вынужден будет уйти или пойти на кардинальные изменения собственной политики». Не будем забегать вперед, и выдавать желаемое за действительное. Конечно, по мере того как Назарбаев все больше будет становиться неудобной
и скомпрометированной фигурой, будет и увеличиваться потребность Запада
в новых потенциальных фигурах и в политических группировках способных
хотя бы внешне создать альтернативу нынешней власти и заменить ее. Этого
пока нет, но как уже указывалось ранее, не смотря на все ухищрения, семейный
клан не может всесторонне себя застраховать даже от самого себя. В связи с этим возможны следующие варианты будущего развития президентской
диктатуры: 2) Вследствие беспрецедентного давления со стороны одной или группы стран из-за обнаружения «многочисленных фактов нарушения прав человека», Назарбаев будет вынужден уйти. Но подобное осуществимо не по средством только дипломатических методов, а в силу угрозы ареста или применения военной силы из вне или по средством активизации спец контингентов и баз на территории самой страны. На примере судьбы братьев Дьем в южном Вьетнаме в 60-х годах, можно сказать, что американцы в определенный момент способны на ликвидацию отработавших свой срок диктаторов. Новые «демократические» политики и правительства способны под жестким контролем более успешно осуществлять их интересы в центрально-азиатском регионе. 3) Президентская диктатура падет вследствие народной социальной революции,
как в Индонезии 98 г. Причем победа крупной буржуазии или левых сил не
могут быть заранее известны. Создание буржуазных переходных и коалиционных
правительств не сможет разрешить социальные вопросы бедности и осуществить 4) В силу межнациональных и социальных вооруженных конфликтов введение
«миротворческих сил» и возможность раздела страны со стороны сопредельных
держав на зоны оккупации, что будет означать потерю даже призрачной государственности.
Нынешние сферы влияния крупных государств в разных регионах РК – есть
прообраз такого сценария. Диктатура Назарбаева и его семьи не исчерпала пока еще своих резервов,
не сформировала все элементы революционной ситуации и способна еще длительное
время сохранять себя. Острый социально-экономический и политический кризис
режима еще впереди и падение Назарбаева будет зависеть от совокупности
всех внутренних и внешних благоприятных для этого условий. Несмотря на опасность прямой интервенции и поражения у угнетенных классов
остается лишь один путь – путь массового революционного действия. Реальное
освобождение трудового народа Казахстана от оков тирании и капитала, а
также серьезное развитие страны возможно только в результате широкомасштабной
революции, имеющей социалистический характер и связанной с поддержкой
со стороны международного рабочего и антиглобалистского движения.
|
Айнур Курманов |
газета революция |
|
||||||
|