Революция. На главную страницу
марксизм большевизм серп и молот СССР Ленин Сталин Че Гевара классовая борьба большевики рабочее движение

Либеральный факультет, отделение мракобесия

 

На заметку про «лохотрон на катафалке» поступили любопытные отзывы. Один гражданин считает, что возмущаться «реформами» вправе только тот, кто сам занимает какую-нибудь руководящую должность. Идея чрезвычайно плодотворная, особенно, если распространить ее на общепит и торговлю. Тухлую колбасу может вслух назвать тухлой только сам директор магазина, торгующего тухлой колбасой. В крайнем случае — замдиректора. Может быть, в этой магазинной аналогии кто-то опять усмотрит признаки «ерничества, граничащего с хамством». Но я совершенно серьезно [без всякого ерничества] не понимаю, в чем принципиальная разница между тухлой колбасой и теми, прости господи, «учебниками» и «методическими пособиями» по гуманитарным наукам, которыми нас снабжает Минобразования [см. рецензии на www.scepsis.ru].

Другой читатель обиделся за А.Ф.Лосева. Какое он имеет отношение к ельцинской администрации и к либеральным преобразованиям в школах и вузах? Вообще-то я стараюсь подробно аргументировать оценочные суждения [и потом препираюсь с редакторами из-за обилия сносок и ссылок]. В данном случае понадеялся на то, что фигура знаковая. Мы же говорим о мировоззрении, например, Б.Брехта или А.И.Солженицына как о чем-то, что образованные люди себе более-менее представляют, хотя бы в общих чертах. А взгляды интересующего нас автора еще и специально разбирались в Русском журнале — в превосходной статье Сергея Земляного. Смешно было бы отрицать научные заслуги профессора МГПИ им. Ленина А.Ф.Лосева в той области, которой он занимался как исследователь [античная литература и философия], их и Советская власть признавала [30 монографий, Государственная премия СССР].

Но собственные его взгляды даже консервативными называть не стоит — можно перепутать с Маргарет Тэтчер. Определение «средневековые» все-таки точнее: думаю, что и сам автор «Диалектики мифа» в приватной обстановке не воспринял бы его как обидное. Конечно, он был человек верующий, церковный, а религиозная идеология по определению архаична. Синтоизм, например, до сих пор рассматривает японского императора как потомка богини солнца Аматэрасу, но это не мешает японцам, посещая по праздникам синтоистские храмы, в будние дни двигать вперед научно-технический прогресс. К сожалению, наша ситуация несколько иная. Официально утвержденное [включенное в Федеральный перечень] пособие по истории [не по богословию, заметьте] радостно извещает школьников о том, что 90-е гг. «вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов», таких как А.Ф.Лосев и В.В.Розанов. И в них наконец-то раскрываются «проблемы самобытности русской истории»[1]. Ура.

Авторитетная газета для учителей вдогонку сообщает следующее:
С чистой верой в Бога, с детской убежденностью в чудесном происхождении мира пришел в русскую философию Алексей Лосев. Первые свои книги он написал в середине 20-х годов, когда страсть к материальному преображению природы и самого человека захватила миллионы людей. Они уверились в могуществе лампочки и самолета, трактора и насоса. То была эпоха низких истин. Как писал Лосев: «Всем вдруг захотелось происходить от обезьяны». Обладатели других, высоких истин были или уничтожены, или высланы из страны.

Стоит ли после этого удивляться тому, что в учебной и методической литературе ставятся под сомнение общепринятые научные взгляды на происхождение homo sapiens и предлагается — на уроках! — уравновешивать Дарвина мифологией, «выделяя сильные и слабые стороны двух мировоззренческих подходов»[2].

Кстати, та же глубокая педагогическая мысль: что правда, что неправда, все одно, учитесь, детки — разворачивалась и в Русском журнале:
Преподавать и учить детей должны... скептики. Но скептики подлинные, то есть люди, способные усомниться в истине не только религиозной, но и научной, готовые объективно изложить все основные точки зрения, сознающие пределы разума, способные объяснить сущность эволюционизма и креационизма, не разъясняя при этом, что один о-го-го, а другой бяка-бяка. Более того, ученикам в школах и студентам в институтах не мешало бы рассказывать не только о физических законах и химических элементах, но и о Туринской плащанице, благодатном огне и мироточивых иконах [М. Эдельштейн].

Интересно, на каком факультете студентам следует изучать «мироточивые иконы»? Может быть, бизнес-менеджмента? Или в цирковом училище на отделении иллюзионистов?

Такое направление «поточного сознания» в гуманитарной сфере — «время, назад!» — очевидно и неразрывно связано с либеральными «реформами» 90-х годов, и сами «обладатели высоких истин» нисколько этого не скрывают.

Вот уже два года скандально обсуждается проект введения в государственных школах закона божьего под той или иной культурологической драпировкой. На мой взгляд, проблема несколько раздута, может быть, даже преднамеренно [как в случае с «антирелигиозной выставкой», которую одна компания провокаторов устроила, а другая потом ломала: не исключаю, что оба действия этого фарса поставила одна и та же пиар-контора]. Нет, я вовсе не приветствую клерикальные дисциплины в государственной школе. Но на фоне того, что происходит с обычными [не клерикальными] предметами, священник в учительской уже не должен никого пугать.

А «реформаторы» не успокаиваются на достигнутом. Не в «Радонеже» и не в «Русском доме», а в «Еженедельном журнале» опубликована такая программа модернизации школьного курса истории, которую я без колебаний определил бы как надгробную. Как сообщает нам наилиберальнейший журнал, еще в прошлом веке якобы утвердился новый «способ понимания истории»:

Это господствующее понимание связано с представлением об истории как поле деятельности свободной воли человека. Между тем именно в силу этой свободы никакая последовательность исторических событий не представляет собой «процесса», который подчиняется закономерности, хотя бы отдаленно напоминающей законы, действующие в природном мире [3].

Вдумайтесь в этот «способ понимания». Первобытные охотники-собиратели не издают журналов и газет исключительно по собственному выбору. «Свободная воля» у них такая. А в принципе ничто [никакая закономерность] не мешает им придумать письменность [причем сразу алфавитную, минуя пиктографию и иероглифы], выдвинуть из своих стройных рядов, кое-как прикрытых пальмовыми листьями, творческую интеллигенцию и осчастливить соседние родовые коллективы свежим номером «Еженедельного журнала».

После этого открытия уже совершенно все равно, как преподавать историю — по А.Ф.Лосеву, по В.И.Новодворской или по бутылке «Клинского». От науки остается собрание побасенок неопределенной достоверности. Неопределенной — потому что критика источников связана с научной методологией, а если нет никаких закономерностей, то нет и способа отличить истину от лжи.

Кто-то из читателей скажет, что журнал, дескать, выражает частное мнение. Но его «способ понимания» истории разделяют и авторы методических пособий [4], и даже такой признанный [в Министерстве] «специалист по клинической психологии, психоанализу, трансперсональной психологии и философской антропологии, вице-президент Академии гуманитарных исследований, действительный член Нью-йоркской академии наук, Международной академии информатизации, автор 8 учебников для средней школы», как П.С.Гуревич. «История свободна. Она может проложить любые тропы. Все зависит от сознательной деятельности людей» и т.п. [5], причем в учебниках П.С.Гуревича эта «свобода» органично сочетается... С чем? Правильно! Со средневековой мистикой.

Интересно и то, что в той же образовательной подборке «Еженедельного журнала», в которой историю освободили от закономерностей, другой автор [укрывшийся за инициалами] приветствует чиновничьи инициативы по урезанию курса биологии. А именно то, что школьную программу решили очистить от:

«болтологических» тем, содержащих минимум точных знаний и строгих теорий и максимум недоступных проверке натурфилософских гипотез: «Происхождение и развитие жизни на Земле», «Направление эволюции», «Происхождение многоклеточных», «Движущие силы и этапы эволюции человека.

Интересное движение либеральной мысли, не правда ли? Уходит ветер на Запад, а приходит, сами видите, куда.

Вышеупомянутый М.Эдельштейн, судя по его публикациям о современной литературе — человек вполне интегрированный в либеральную «общественность», толерантный и доброжелательный к разным ее представителям, будь то А.Немзер, А.Генис или А.Архангельский. Но он же в совершенно оскорбительной форме набрасывается на известного историка и антрополога Ю.И.Семенова. За что? За то, что профессор Семенов — один из тех немногих, кто осмеливается противостоять мракобесию в преподавании общественных дисциплин. В частности, он уже неоднократно обращал внимание на удивительный факт.

До сих пор ни один из тех ученых мужей, которые навязывают школьникам и студентам т.н. «русскую религиозную философию» в качестве величайшего достижения человеческой мысли, не дал не то что убедительного — сколько-нибудь членораздельного ответа на вопрос: в чем, собственно, заключается это достижение? Что в этой «философии» нового, самостоятельного и ценного для народа, собирающегося жить в третьем тысячелетии?

То, что М.Эдельштейн, пытаясь полемизировать с Ю.И.Семеновым, тоже не дает на этот конкретный вопрос никакого ответа, — по-моему, лишнее основание усомниться в том, что позитивный ответ вообще существует.

Но откуда же взялся миф? Кто раздувал пузырь вселенского масштаба, сопоставимый с пузырем русской религио... простите, мичуринской биологии Т.Д. Лысенко? Патриархия? Какие-то клерикальные организации? Если они и причастны, то в очень небольшой степени.

В том-то и беда, которую упорно не хотят замечать многие искренние защитники светского научного образования, что его альтернатива — мракобесие и оккультизм — насаждаются не сами по себе, а в рамках либерального «проекта». Вы скажете: А.Ф.Лосев либералов не жаловал [мягко выражаясь] 6. Вопрос — каких? Классический либерал начала прошлого века был гуманистом и просветителем. Он и в самом деле пытался [насколько позволяло классовое общество] обеспечить людям права и свободы — тот самый «свободный выбор», который без нормального образования немедленно превращается в фикцию. Классический либерал хорошо понимал, чем отличается либерализм от черной сотни. Потому-то он и заслуживает уважения, даже при наличии идейных разногласий [как, впрочем, и честный коммунист, и честный христианин, верующий именно в Христа, а не в С.Нилуса].
Но где вы видите сегодня таких либералов?

Можно сколько угодно переставлять кресла и перевешивать таблички в Минобразования. Можно противостоять конкретным «реформам» и даже, не ровен час, остановить победное шествие Единого ГЭ по регионам [см. «Нет» — разрушительным экспериментам в образовании. Открытое письмо Президенту России В.В.Путину]. Но мы не выведем наше образование — а за ним и всю огромную страну — на магистральную дорогу прогресса, пока не дадим ясную и твердую оценку «реформаторской» идеологии — той идеологии, для которой прогресса не существует в принципе [иллюзия, дескать, такая]; «эволюционизм и креационизм» — равноправные и равноценные гипотезы, а высшее достижение разума — тухлый винегрет из средневековой мистики и антисоветского агитпропа.

Примечания:
[1]. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХХ век. Компьютерный [мультимедиа] учебник. — М.: Клио Софт, 2000, пар. 50.2.
[2]. Кулаков А.Е Религии мира. 10 — 11 классы. М, АСТ, Астрель, 2003, с. 32; Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. Авторы: Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова, И.Н.Ионов, М.В.Короткова. М., Русское слово, 2002, с. 112 — 113 и др.
[3]. Павлович Н. История. Раздрай стандарта. // Еженедельный журнал, 2004, # 4.
[4]. Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. Методическое пособие по курсу «Россия в истории мировой цивилизации. IХ— ХХ вв.» М, Школьная пресса, 2000 [при поддержке института «Открытое общество»], с.4; Историческое образование в современной России... с. 44, 26-27.
[5]. Ясюков И. Чай вприкуску с психологией. // Округа. Юго-Запад. 10.05.2003. Гуревич П.С. Обществознание. М. Центр гуманитарного образования, 2000, с. 367.
[6]. См., например: Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». М, 2001, с. 430 — 431 и др.
Оригинал статьи на Russ.ru


Илья Смирнов

 

Революция :: Лента новостей события мнения Революция.RU Свежий номер АгитПроп газеты РЕВОЛЮЦИЯ: революционные плакаты революционная поэзия революционная музыка

Революция.РУ
газета революция

[Избранное]

[Словарь]

[АгитПроп] [Сторонникам]
 

Top.Mail.Ru