На заметку про «лохотрон на катафалке» поступили любопытные отзывы. Один гражданин
считает, что возмущаться «реформами» вправе только тот, кто сам занимает
какую-нибудь руководящую должность. Идея чрезвычайно плодотворная, особенно,
если распространить ее на общепит и торговлю. Тухлую колбасу может вслух
назвать тухлой только сам директор магазина, торгующего тухлой колбасой.
В крайнем случае — замдиректора. Может быть, в этой магазинной аналогии
кто-то опять усмотрит признаки «ерничества, граничащего с хамством». Но
я совершенно серьезно [без всякого ерничества] не понимаю, в чем принципиальная
разница между тухлой колбасой и теми, прости господи, «учебниками» и «методическими
пособиями» по гуманитарным наукам, которыми нас снабжает Минобразования
[см. рецензии на www.scepsis.ru].
Другой читатель обиделся за А.Ф.Лосева. Какое он имеет отношение к ельцинской
администрации и к либеральным преобразованиям в школах и вузах? Вообще-то
я стараюсь подробно аргументировать оценочные суждения [и потом препираюсь
с редакторами из-за обилия сносок и ссылок]. В данном случае понадеялся
на то, что фигура знаковая. Мы же говорим о мировоззрении, например, Б.Брехта
или А.И.Солженицына как о чем-то, что образованные люди себе более-менее
представляют, хотя бы в общих чертах. А взгляды интересующего нас автора
еще и специально разбирались в Русском журнале — в превосходной статье
Сергея Земляного. Смешно было бы отрицать научные заслуги профессора МГПИ
им. Ленина А.Ф.Лосева в той области, которой он занимался как исследователь
[античная литература и философия], их и Советская власть признавала [30
монографий, Государственная премия СССР].
Но собственные его взгляды даже консервативными называть не стоит — можно
перепутать с Маргарет Тэтчер. Определение «средневековые» все-таки точнее:
думаю, что и сам автор «Диалектики мифа» в приватной обстановке не воспринял
бы его как обидное. Конечно, он был человек верующий, церковный, а религиозная
идеология по определению архаична. Синтоизм, например, до сих пор рассматривает
японского императора как потомка богини солнца Аматэрасу, но это не мешает
японцам, посещая по праздникам синтоистские храмы, в будние дни двигать
вперед научно-технический прогресс. К сожалению, наша ситуация несколько
иная. Официально утвержденное [включенное в Федеральный перечень] пособие
по истории [не по богословию, заметьте] радостно извещает школьников о
том, что 90-е гг. «вернулись к отечественному читателю труды крупнейших
российских философов», таких как А.Ф.Лосев и В.В.Розанов. И в них наконец-то
раскрываются «проблемы самобытности русской истории»[1]. Ура.
Авторитетная газета для учителей вдогонку сообщает следующее:
С чистой верой в Бога, с детской убежденностью в чудесном происхождении
мира пришел в русскую философию Алексей Лосев. Первые свои книги он написал
в середине 20-х годов, когда страсть к материальному преображению природы
и самого человека захватила миллионы людей. Они уверились в могуществе
лампочки и самолета, трактора и насоса. То была эпоха низких истин. Как
писал Лосев: «Всем вдруг захотелось происходить от обезьяны». Обладатели
других, высоких истин были или уничтожены, или высланы из страны.
Стоит ли после этого удивляться тому, что в учебной и методической литературе
ставятся под сомнение общепринятые научные взгляды на происхождение homo
sapiens и предлагается — на уроках! — уравновешивать Дарвина мифологией,
«выделяя сильные и слабые стороны двух мировоззренческих подходов»[2].
Кстати, та же глубокая педагогическая мысль: что правда, что неправда,
все одно, учитесь, детки — разворачивалась и в Русском журнале:
Преподавать и учить детей должны... скептики. Но скептики подлинные,
то есть люди, способные усомниться в истине не только религиозной, но
и научной, готовые объективно изложить все основные точки зрения, сознающие
пределы разума, способные объяснить сущность эволюционизма и креационизма,
не разъясняя при этом, что один о-го-го, а другой бяка-бяка. Более того,
ученикам в школах и студентам в институтах не мешало бы рассказывать не
только о физических законах и химических элементах, но и о Туринской плащанице,
благодатном огне и мироточивых иконах [М. Эдельштейн].
Интересно, на каком факультете студентам следует изучать «мироточивые
иконы»? Может быть, бизнес-менеджмента? Или в цирковом училище на отделении
иллюзионистов?
Такое направление «поточного сознания» в гуманитарной сфере — «время,
назад!» — очевидно и неразрывно связано с либеральными «реформами» 90-х
годов, и сами «обладатели высоких истин» нисколько этого не скрывают.
Вот уже два года скандально обсуждается проект введения в государственных
школах закона божьего под той или иной культурологической драпировкой.
На мой взгляд, проблема несколько раздута, может быть, даже преднамеренно
[как в случае с «антирелигиозной выставкой», которую одна компания провокаторов
устроила, а другая потом ломала: не исключаю, что оба действия этого фарса
поставила одна и та же пиар-контора]. Нет, я вовсе не приветствую клерикальные
дисциплины в государственной школе. Но на фоне того, что происходит с
обычными [не клерикальными] предметами, священник в учительской уже не
должен никого пугать.
А «реформаторы» не успокаиваются на достигнутом. Не в «Радонеже» и не
в «Русском доме», а в «Еженедельном журнале» опубликована такая программа
модернизации школьного курса истории, которую я без колебаний определил
бы как надгробную. Как сообщает нам наилиберальнейший журнал, еще в прошлом
веке якобы утвердился новый «способ понимания истории»:
Это господствующее понимание связано с представлением об истории как
поле деятельности свободной воли человека. Между тем именно в силу этой
свободы никакая последовательность исторических событий не представляет
собой «процесса», который подчиняется закономерности, хотя бы отдаленно
напоминающей законы, действующие в природном мире [3].
Вдумайтесь в этот «способ понимания». Первобытные охотники-собиратели
не издают журналов и газет исключительно по собственному выбору. «Свободная
воля» у них такая. А в принципе ничто [никакая закономерность] не мешает
им придумать письменность [причем сразу алфавитную, минуя пиктографию
и иероглифы], выдвинуть из своих стройных рядов, кое-как прикрытых пальмовыми
листьями, творческую интеллигенцию и осчастливить соседние родовые коллективы
свежим номером «Еженедельного журнала».
После этого открытия уже совершенно все равно, как преподавать историю
— по А.Ф.Лосеву, по В.И.Новодворской или по бутылке «Клинского». От науки
остается собрание побасенок неопределенной достоверности. Неопределенной
— потому что критика источников связана с научной методологией, а если
нет никаких закономерностей, то нет и способа отличить истину от лжи.
Кто-то из читателей скажет, что журнал, дескать, выражает частное мнение.
Но его «способ понимания» истории разделяют и авторы методических пособий
[4], и даже такой признанный [в Министерстве] «специалист по клинической
психологии, психоанализу, трансперсональной психологии и философской антропологии,
вице-президент Академии гуманитарных исследований, действительный член
Нью-йоркской академии наук, Международной академии информатизации, автор
8 учебников для средней школы», как П.С.Гуревич. «История свободна.
Она может проложить любые тропы. Все зависит от сознательной деятельности
людей» и т.п. [5], причем в учебниках П.С.Гуревича эта «свобода» органично
сочетается... С чем? Правильно! Со средневековой мистикой.
Интересно и то, что в той же образовательной подборке «Еженедельного журнала»,
в которой историю освободили от закономерностей, другой автор [укрывшийся
за инициалами] приветствует чиновничьи инициативы по урезанию курса биологии.
А именно то, что школьную программу решили очистить от:
«болтологических» тем, содержащих минимум точных знаний и строгих
теорий и максимум недоступных проверке натурфилософских гипотез: «Происхождение
и развитие жизни на Земле», «Направление эволюции», «Происхождение многоклеточных»,
«Движущие силы и этапы эволюции человека.
Интересное движение либеральной мысли, не правда ли? Уходит ветер на Запад,
а приходит, сами видите, куда.
Вышеупомянутый М.Эдельштейн, судя по его публикациям о современной литературе
— человек вполне интегрированный в либеральную «общественность», толерантный
и доброжелательный к разным ее представителям, будь то А.Немзер, А.Генис
или А.Архангельский. Но он же в совершенно оскорбительной форме набрасывается
на известного историка и антрополога Ю.И.Семенова. За что? За то, что
профессор Семенов — один из тех немногих, кто осмеливается противостоять
мракобесию в преподавании общественных дисциплин. В частности, он уже
неоднократно обращал внимание на удивительный факт.
До сих пор ни один из тех ученых мужей, которые навязывают школьникам
и студентам т.н. «русскую религиозную философию» в качестве величайшего
достижения человеческой мысли, не дал не то что убедительного — сколько-нибудь
членораздельного ответа на вопрос: в чем, собственно, заключается это
достижение? Что в этой «философии» нового, самостоятельного и ценного
для народа, собирающегося жить в третьем тысячелетии?
То, что М.Эдельштейн, пытаясь полемизировать с Ю.И.Семеновым, тоже не
дает на этот конкретный вопрос никакого ответа, — по-моему, лишнее основание
усомниться в том, что позитивный ответ вообще существует.
Но откуда же взялся миф? Кто раздувал пузырь вселенского масштаба, сопоставимый
с пузырем русской религио... простите, мичуринской биологии Т.Д. Лысенко?
Патриархия? Какие-то клерикальные организации? Если они и причастны, то
в очень небольшой степени.
В том-то и беда, которую упорно не хотят замечать многие искренние защитники
светского научного образования, что его альтернатива — мракобесие и оккультизм
— насаждаются не сами по себе, а в рамках либерального «проекта». Вы скажете:
А.Ф.Лосев либералов не жаловал [мягко выражаясь] 6. Вопрос — каких? Классический
либерал начала прошлого века был гуманистом и просветителем. Он и в самом
деле пытался [насколько позволяло классовое общество] обеспечить людям
права и свободы — тот самый «свободный выбор», который без нормального
образования немедленно превращается в фикцию. Классический либерал хорошо
понимал, чем отличается либерализм от черной сотни. Потому-то он и заслуживает
уважения, даже при наличии идейных разногласий [как, впрочем, и честный
коммунист, и честный христианин, верующий именно в Христа, а не в С.Нилуса].
Но где вы видите сегодня таких либералов?
Можно сколько угодно переставлять кресла и перевешивать таблички в Минобразования.
Можно противостоять конкретным «реформам» и даже, не ровен час, остановить
победное шествие Единого ГЭ по регионам [см. «Нет» — разрушительным экспериментам
в образовании. Открытое письмо Президенту России В.В.Путину]. Но мы не
выведем наше образование — а за ним и всю огромную страну — на магистральную
дорогу прогресса, пока не дадим ясную и твердую оценку «реформаторской»
идеологии — той идеологии, для которой прогресса не существует в принципе
[иллюзия, дескать, такая]; «эволюционизм и креационизм» — равноправные
и равноценные гипотезы, а высшее достижение разума — тухлый винегрет из
средневековой мистики и антисоветского агитпропа.
Примечания:
[1]. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История
России: ХХ век. Компьютерный [мультимедиа] учебник. — М.: Клио Софт, 2000,
пар. 50.2.
[2]. Кулаков А.Е Религии мира. 10 — 11 классы. М, АСТ, Астрель, 2003,
с. 32; Историческое образование в современной России. Справочно-методическое
пособие для учителей. Авторы: Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова, И.Н.Ионов,
М.В.Короткова. М., Русское слово, 2002, с. 112 — 113 и др.
[3]. Павлович Н. История. Раздрай стандарта. // Еженедельный журнал, 2004,
# 4.
[4]. Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. Методическое пособие по курсу «Россия
в истории мировой цивилизации. IХ— ХХ вв.» М, Школьная пресса, 2000 [при
поддержке института «Открытое общество»], с.4; Историческое образование
в современной России... с. 44, 26-27.
[5]. Ясюков И. Чай вприкуску с психологией. // Округа. Юго-Запад. 10.05.2003.
Гуревич П.С. Обществознание. М. Центр гуманитарного образования, 2000,
с. 367.
[6]. См., например: Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике
мифа». М, 2001, с. 430 — 431 и др.
Оригинал статьи на Russ.ru
|