Революция. На главную страницу
марксизм большевизм серп и молот СССР Ленин Сталин Че Гевара большевики рабочее движение

 

Белорусский Социальный Форум

 

 

5-7 ноября 2004 года в спорткомплексе "Стайки" состоялся первый Белорусский Социальный Форум. Главной целью БСФ было собрать вместе активистов социального движения для обсуждения путей защиты социальных прав и разработки альтернатив диктатуре и неолиберальным реформам (см. Хартию и Заявление оргкомитета БСФ). В общей сложности, в мероприятии приняло участие около 150-200 человек (в том числе 120 зарегистрированных делегатов, что в полтора раза больше, чем ожидалось!) - в качестве индивидуальных участников или представляя одну из нескольких десятков общественных организаций, социальных и культурных неформальных инициатив, среди которых: медиа-проект "Навiнкi", "Маладая Грамада", БСД "Разам", Федерация Анархистов Беларуси (ФАБ), Белорусский Анархистский Фронт (БАФ), Белорусская Лига "Лямбда", РМЖОО "ЯНА", ВКПБ "Красный Клин", "Молодые социал-демократы", "Земля предков", "Международная амнистия", Белорусская ассоциация цыган "Рома" и др.

Из иностранных гостей были товарищи Д. Костенко и Л. Ильина из ИРЕАН, А. Тарасов из "Феникса", Я. Ганзенко из украинского профсоюза "Захист Прац¦" и шведская журналистка Туве Стенквист (Tove Stenqvist).

Трехдневная рабочая программа включала пленарные заседания, доклады и дискуссии и была разделена на несколько тематических секций (в ходе форума в первоначальную программу были внесены изменения):

1. ДИКТАТУРА И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ : СОПРОТИВЛЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВЫ
2. ПЕРСПЕКТИВЫ НЕЗАВИСИМЫХ СМИ В БЕЛАРУСИ. СОЗДАНИЕ БЕЛОРУСКОЙ ИНДИМЕДИИ
3. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ИСКУССТВО И КОНТРКУЛЬТУРА
4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
5. РАБОЧЕЕ И ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ
6. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛИЗМА И КСЕНОФОБИИ В БЕЛАРУСИ
7. ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МЕНЬШИНСТВ В БЕЛАРУСИ
8. БЕЛАРУСЬ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
9. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
10. ГЕНДЕР И ДВИЖЕНИЯ ЗА ПРАВА ЖЕНЩИН
11. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (пока нет отчета)
12. РАЗВИТИЕ СКВОТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РБ (пока нет отчета)

КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА состояла из "ярмарки проектов", просмотра Индивидео (фильма "Александрыя Шклоѕская") и концерта Лёхи Чыканаса.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Вопреки опасениям организаторов, первый блин не пошел комом. Первый Белорусский Социальный Форум удался. Таково общее мнение участников, приславших или устно сообщивших в оргкомитет свои впечатления.

Основные задачи выполнены: собрать в одном помещении наиболее жизнеспособные левые силы и понять, что мы из себя все вместе представляем, установить постоянный контакт, наконец, "заставить" присутствующих публично проговорить, какие реально проблемы и задачи перед ними в Беларуси стоят - и какие у разных групп на этот счет представления. "Самым главным итогом стало то, что объединенные одними идеями люди смогли собраться и обсудить волнующие их проблемы", резюмирует одна участница.

Дискуссии на БСФ выявили не единство мнений, но единое желание противостоять диктатуре как государства, так и капитала (что в нашей стране зачастую одно и то же) и сотрудничать в этой области друг с другом. "Результат форума очевиден - надо создавать организацию и активно действовать, актуализируя и защищая свои права", пишет один участник. Первым шагом к такой организации, возможно, станут те конкретные проекты, которые родились во время дебатов по секциям. По понятным причинам, здесь доминируют инициативы связанные с Интернетом (Индимедиа, сайт БСФ, рассылка, рабочий инфоцентр и т.д.), однако эвакуироваться в виртуальный мир инициаторы проектов не собираются, планируя подкрепить работу в сети оффлайновыми (бумажным самиздатом, на CD) изданиями, листовочными и другими агитационными кампаниями, социальными и культурными акциями и работой напрямую с местным населением.

Многим участникам понравилось то, что на форуме "не зацикливались на проблемах глобализации в мировом контексте, но брали примеры Беларуси". Другие же, наоборот, считают, что "проблема неолиберализма, обсуждаемая на БСФ, съела такой вопрос как глобализация, тоже немаловажный при нашей обстановке".

В любом случае, проверкой правильности выбранной стратегии работы станет первая общенациональная скоординированная кампания протеста. Одной из них может стать кампания против коммерциализации системы образования.

Тем не менее, "по некоторым вопросам каких-либо осмысленных и эффективных решений так и не было предложено". К недостаткам Форума следует отнести некоторые недоразумения, связанные с организацией работы отдельных секций (наибольшие упреки высказываются в адрес секции "Беларусь и Европейский союз"), а также достаточно бедную культурную программу, которая по традиции должна сопровождать социальные форумы, с заходом солнца превращая серьёзное мероприятие в своеобразный карнавал, праздник творчества. Было высказано пожелание, что этот недочет будет исправлен во время следующего Форума. В этой связи напоминаем, что оргкомитет открыт для участия всех заинтересованных активистов, и успех БСФ-2005 полностью зависит от его будущих участников. Так что борьба продолжается!

ВЫВОДЫ ПО БСФ ОТ БОЛЬШЕВИКОВ

Не смотря на то, что большинство представленных на форуме организаций представляли интересы мелкой буржуазии, а так же компрадорской буржуазии РБ, опыт присутсвия и участия в работе БСФ был положительным. Нам удалось не только заявить о своей позиции по отношению к социально-экономическому строю РБ, но так же наладить тесные контакты, если не сидейно близкими, то с организациями, которые склонны идти на контакт в рамках единства противостояния капиталистическим инициативам исходящим как от Запада, Роssийской Федерации, так и от правительства РБ, президента в частности. В связи с этим мы можем рассчитывать на образование более-менее устойчивой группы пропролетарски настроенных молодежных и не только организаций, которые бы задавали основное направление левой жизни в РБ, чего до сих пор не было. Это, несомненно, положительно. Если до сих пор МЫ были, то теперь МЫ есть и требуем невозможного - свержения капиталистической системы эксплуатации.

 

Гендер и социальная практика
Доклад товарища Latura на БСФ 7 ноября в рамках секции «Гендер и движения за права женщин»

Мы рассматриваем гендер как социальный пол, точнее как половую репрезентацию личности в социальном поле. При данном понимании, когда пол - это предикат, который появляется только в рамках общественных отношений, происходит уравновешивание пола и гендера, но употребление гендера более обосновано, т.к. под полом у нас принято понимать конкретный биологический пол человека, в то время как биологический пол может не совпадать с социальным видением пола данного индивида, а значит должен описываться в другой, рефлексивной форме, в качестве таковой выступает гендер.

Включение индивида в социум на основе пола имеет два основания – конкретный биологический пол и имеющиеся в обществе стереотипы относительно пола. Таким образом, вначале происходит репрезентация социуму тела индивидуума, его объективация для социальной практики, а затем в зависимости от того, с каким объектом социум имеет дело он применяет различные репрессивные практики, для изменения личности в соответствии с гендерными стереотипами имеющимися в данном обществе. Общество не представляет собой некую единую общность раз и навсегда данную, a priori заданными установками относительно пола, но некоторую систему отношений на основе экономического базиса, который дифференцирует индивидов в зависимости от их принадлежности к классу и группе. Однако в каждом классе и группе мы будем обнаруживать, кроме отношений на основе производства, так же отношения на основе пола.

Здесь гендер - одна из форм индивидуальной и инертной практики. Практики, обусловленной особенностями конкретных экономических отношений, их историй (т.е. здесь мы имеем дело с двумя уровнями сложности - горизонтальной, наличными в данный момент отношениями, и вертикальной, исторической, которая дополняет наше понимание особенностей наличной ситуации) в данном классе, группе. Но ни один класс не может быть изолированной самодостаточной единицей, он есть только в контрпозиции к другим классам, а значит гендерные отношения внутри отдельных классов не являются изолированными и выходят за их пределы. Когда пролетарии и буржуа взаимодействуют на основе гендера, их взаимодействие обусловлено, во-первых, присущими каждому из этих классов особенностями, во-вторых, особенностями классовой борьбы на данный момент, в-третьих, особенностями индивидуальной практики на основе класса и гендера.

При этом, отметая народ, общество, как целостность, мы утверждаем тотальность политической власти, диктатуры определенного класса, которая выстраивая экономические отношения в соответствии со своими потребностями изменяет и репрессию в отношении отдельных областей человеческой практики, изменяет социальные стереотипы, но любое подобное изменение наслаивается на инерцию сознания существовавшего до изменения. Взгляд на сексуальность у нашего и у поколения наших родителей разнится, естественно не до степени антагонизма, но противоречие существует. Что, естественно, создает дополнительную сложность понимания динамики отношения на основе гендера.

Итак, мы пришли к мысли, что гендерные отношения, существующие во всех группах общества не являются изолированными от практики этих групп внутри социального поля на основе экономических отношений существующих в данном обществе на данный момент, а так же опосредованных исторической составляющей этих отношений. В связи с этим мы утверждаем, что гендерные отношения, во-первых, не могут быть рассмотрены изолированно без рассмотрения ситуации класса или группы, в которой они происходят, а так же индивидуальной историчности субъектов гендерного взаимодействия (т.е. экзистенциального психоанализа), во-вторых, социальная практика на основе гендера не может быть изолирована от классовой борьбы и может идти только и исключительно в ее рамках, уничтожение дискриминации по полу не может быть достигнуто в рамках общества, в котором эксплуатация человека человеком является естественной.


Latur,
ВКПБ-Минск

 

 

 

Революция :: Лента новостей события мнения Революция.RU Свежий номер АгитПроп газеты РЕВОЛЮЦИЯ: революционные плакаты революционная поэзия революционная музыка

Революция.РУ
газета революция

[Избранное]

[Словарь]

[АгитПроп] [Сторонникам]
 

Top.Mail.Ru