5-7 ноября 2004 года в спорткомплексе "Стайки"
состоялся первый Белорусский Социальный Форум. Главной целью БСФ было
собрать вместе активистов социального движения для обсуждения путей защиты
социальных прав и разработки альтернатив диктатуре и неолиберальным реформам
(см. Хартию и Заявление оргкомитета БСФ). В общей сложности, в мероприятии
приняло участие около 150-200 человек (в том числе 120 зарегистрированных
делегатов, что в полтора раза больше, чем ожидалось!) - в качестве индивидуальных
участников или представляя одну из нескольких десятков общественных организаций,
социальных и культурных неформальных инициатив, среди которых: медиа-проект
"Навiнкi", "Маладая Грамада", БСД "Разам",
Федерация Анархистов Беларуси (ФАБ), Белорусский Анархистский Фронт (БАФ),
Белорусская Лига "Лямбда", РМЖОО "ЯНА", ВКПБ "Красный
Клин", "Молодые социал-демократы", "Земля предков",
"Международная амнистия", Белорусская ассоциация цыган "Рома"
и др.
Из иностранных гостей были товарищи Д. Костенко и Л. Ильина из ИРЕАН,
А. Тарасов из "Феникса", Я. Ганзенко из украинского профсоюза
"Захист Прац¦" и шведская журналистка Туве Стенквист (Tove Stenqvist).
Трехдневная рабочая программа включала пленарные заседания, доклады и
дискуссии и была разделена на несколько тематических секций (в ходе форума
в первоначальную программу были внесены изменения):
1. ДИКТАТУРА И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ : СОПРОТИВЛЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВЫ
2. ПЕРСПЕКТИВЫ НЕЗАВИСИМЫХ СМИ В БЕЛАРУСИ. СОЗДАНИЕ БЕЛОРУСКОЙ ИНДИМЕДИИ
3. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ИСКУССТВО И КОНТРКУЛЬТУРА
4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
5. РАБОЧЕЕ И ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ
6. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛИЗМА И КСЕНОФОБИИ В БЕЛАРУСИ
7. ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МЕНЬШИНСТВ В БЕЛАРУСИ
8. БЕЛАРУСЬ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
9. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
10. ГЕНДЕР И ДВИЖЕНИЯ ЗА ПРАВА ЖЕНЩИН
11. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (пока нет отчета)
12. РАЗВИТИЕ СКВОТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РБ (пока нет отчета)
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА состояла из "ярмарки проектов", просмотра
Индивидео (фильма "Александрыя Шклоѕская") и концерта Лёхи Чыканаса.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Вопреки опасениям организаторов, первый блин не пошел комом. Первый Белорусский
Социальный Форум удался. Таково общее мнение участников, приславших или
устно сообщивших в оргкомитет свои впечатления.
Основные задачи выполнены: собрать в одном помещении наиболее жизнеспособные
левые силы и понять, что мы из себя все вместе представляем, установить
постоянный контакт, наконец, "заставить" присутствующих публично
проговорить, какие реально проблемы и задачи перед ними в Беларуси стоят
- и какие у разных групп на этот счет представления. "Самым главным
итогом стало то, что объединенные одними идеями люди смогли собраться
и обсудить волнующие их проблемы", резюмирует одна участница.
Дискуссии на БСФ выявили не единство мнений, но единое желание противостоять
диктатуре как государства, так и капитала (что в нашей стране зачастую
одно и то же) и сотрудничать в этой области друг с другом. "Результат
форума очевиден - надо создавать организацию и активно действовать, актуализируя
и защищая свои права", пишет один участник. Первым шагом к такой
организации, возможно, станут те конкретные проекты, которые родились
во время дебатов по секциям. По понятным причинам, здесь доминируют инициативы
связанные с Интернетом (Индимедиа, сайт БСФ, рассылка, рабочий инфоцентр
и т.д.), однако эвакуироваться в виртуальный мир инициаторы проектов не
собираются, планируя подкрепить работу в сети оффлайновыми (бумажным самиздатом,
на CD) изданиями, листовочными и другими агитационными кампаниями, социальными
и культурными акциями и работой напрямую с местным населением.
Многим участникам понравилось то, что на форуме "не зацикливались
на проблемах глобализации в мировом контексте, но брали примеры Беларуси".
Другие же, наоборот, считают, что "проблема неолиберализма, обсуждаемая
на БСФ, съела такой вопрос как глобализация, тоже немаловажный при нашей
обстановке".
В любом случае, проверкой правильности выбранной стратегии работы станет
первая общенациональная скоординированная кампания протеста. Одной из
них может стать кампания против коммерциализации системы образования.
Тем не менее, "по некоторым вопросам каких-либо осмысленных и эффективных
решений так и не было предложено". К недостаткам Форума следует отнести
некоторые недоразумения, связанные с организацией работы отдельных секций
(наибольшие упреки высказываются в адрес секции "Беларусь и Европейский
союз"), а также достаточно бедную культурную программу, которая по
традиции должна сопровождать социальные форумы, с заходом солнца превращая
серьёзное мероприятие в своеобразный карнавал, праздник творчества. Было
высказано пожелание, что этот недочет будет исправлен во время следующего
Форума. В этой связи напоминаем, что оргкомитет открыт для участия всех
заинтересованных активистов, и успех БСФ-2005 полностью зависит от его
будущих участников. Так что борьба продолжается!
ВЫВОДЫ ПО БСФ ОТ БОЛЬШЕВИКОВ
Не смотря на то, что большинство представленных на форуме организаций
представляли интересы мелкой буржуазии, а так же компрадорской буржуазии
РБ, опыт присутсвия и участия в работе БСФ был положительным. Нам удалось
не только заявить о своей позиции по отношению к социально-экономическому
строю РБ, но так же наладить тесные контакты, если не сидейно близкими,
то с организациями, которые склонны идти на контакт в рамках единства
противостояния капиталистическим инициативам исходящим как от Запада,
Роssийской Федерации, так и от правительства РБ, президента в частности.
В связи с этим мы можем рассчитывать на образование более-менее устойчивой
группы пропролетарски настроенных молодежных и не только организаций,
которые бы задавали основное направление левой жизни в РБ, чего до сих
пор не было. Это, несомненно, положительно. Если до сих пор МЫ были, то
теперь МЫ есть и требуем невозможного - свержения капиталистической системы
эксплуатации.
Гендер и социальная практика
Доклад товарища Latura на БСФ 7 ноября в рамках секции «Гендер и движения
за права женщин»
Мы рассматриваем гендер как социальный пол, точнее как половую репрезентацию
личности в социальном поле. При данном понимании, когда пол - это предикат,
который появляется только в рамках общественных отношений, происходит
уравновешивание пола и гендера, но употребление гендера более обосновано,
т.к. под полом у нас принято понимать конкретный биологический пол человека,
в то время как биологический пол может не совпадать с социальным видением
пола данного индивида, а значит должен описываться в другой, рефлексивной
форме, в качестве таковой выступает гендер.
Включение индивида в социум на основе пола имеет два основания – конкретный
биологический пол и имеющиеся в обществе стереотипы относительно пола.
Таким образом, вначале происходит репрезентация социуму тела индивидуума,
его объективация для социальной практики, а затем в зависимости от того,
с каким объектом социум имеет дело он применяет различные репрессивные
практики, для изменения личности в соответствии с гендерными стереотипами
имеющимися в данном обществе. Общество не представляет собой некую единую
общность раз и навсегда данную, a priori заданными установками относительно
пола, но некоторую систему отношений на основе экономического базиса,
который дифференцирует индивидов в зависимости от их принадлежности к
классу и группе. Однако в каждом классе и группе мы будем обнаруживать,
кроме отношений на основе производства, так же отношения на основе пола.
Здесь гендер - одна из форм индивидуальной и инертной практики. Практики,
обусловленной особенностями конкретных экономических отношений, их историй
(т.е. здесь мы имеем дело с двумя уровнями сложности - горизонтальной,
наличными в данный момент отношениями, и вертикальной, исторической, которая
дополняет наше понимание особенностей наличной ситуации) в данном классе,
группе. Но ни один класс не может быть изолированной самодостаточной единицей,
он есть только в контрпозиции к другим классам, а значит гендерные отношения
внутри отдельных классов не являются изолированными и выходят за их пределы.
Когда пролетарии и буржуа взаимодействуют на основе гендера, их взаимодействие
обусловлено, во-первых, присущими каждому из этих классов особенностями,
во-вторых, особенностями классовой борьбы на данный момент, в-третьих,
особенностями индивидуальной практики на основе класса и гендера.
При этом, отметая народ, общество, как целостность, мы утверждаем тотальность
политической власти, диктатуры определенного класса, которая выстраивая
экономические отношения в соответствии со своими потребностями изменяет
и репрессию в отношении отдельных областей человеческой практики, изменяет
социальные стереотипы, но любое подобное изменение наслаивается на инерцию
сознания существовавшего до изменения. Взгляд на сексуальность у нашего
и у поколения наших родителей разнится, естественно не до степени антагонизма,
но противоречие существует. Что, естественно, создает дополнительную сложность
понимания динамики отношения на основе гендера.
Итак, мы пришли к мысли, что гендерные отношения, существующие во всех
группах общества не являются изолированными от практики этих групп внутри
социального поля на основе экономических отношений существующих в данном
обществе на данный момент, а так же опосредованных исторической составляющей
этих отношений. В связи с этим мы утверждаем, что гендерные отношения,
во-первых, не могут быть рассмотрены изолированно без рассмотрения ситуации
класса или группы, в которой они происходят, а так же индивидуальной историчности
субъектов гендерного взаимодействия (т.е. экзистенциального психоанализа),
во-вторых, социальная практика на основе гендера не может быть изолирована
от классовой борьбы и может идти только и исключительно в ее рамках, уничтожение
дискриминации по полу не может быть достигнуто в рамках общества, в котором
эксплуатация человека человеком является естественной.
|