Тема
современного музыкального псевдотворчества в принципе уже настолько
«обмусолена» всеми, кто имеет хоть какое-либо отношение к этой сфере
занятости, очень пошло именуемой «шоу-бизнес», что казалось бы, рассматривать
эту проблему нет никакого смысла. Наш «попc» критикуется, высмеивается,
презирается (и совершенно справедливо) аналитиками, пишущими свои пасквили
на страницах газет и журналов, претендующих на звание «прогрессивных».
Ни от одного, мало-мальски соображающего журналиста, корреспондента,
исследователя вы не услышите фразы, наподобие: «У нас сейчас производят
отличную поп-музыку».
Может быть действительно хвалить «попс» является дурным тоном, но ведь
суть в том, что ни одно издание не призывает очистить музыку от шоу-бизнеса.
Причины этого, правда, просты и понятны: во-первых, уничтожение «пластилиновых»
песенок уничтожит и необъятное поле деятельности журналистов, специализирующихся
на «перемываниях костей» бесконечно, и в невероятных количествах рождающихся
«звезд»; во-вторых, на контрасте ярче выделяются действительно талантливые
музыканты, певцы, композиторы, и высказывается определенная идея «без
попа нет рока», т.е. фон нашей эстрады создает благоприятную окраску
тем, кто хоть сколько-нибудь выделяется из однообразно и ядовито «блестящей»
армии выкормышей шоу-бизнеса; ну а в-третьих, пользуясь экономическим
термином «спрос рождает предложение», а ждать, когда у потребителей
этой жвачки очистится вкус — утопия. Спрос на данную продукцию был,
есть и будет.
ВПОЛНЕ
ВОЗМОЖНО, что все это справедливо. Я никоим образом не хочу показаться
ретроградом, упертым в прошлое, в те времена, когда весь мир (и в том
числе наша страна) был очарован творчеством великих поп-исполнителей
типа «Битлз», «Бони М», «Аббы», Джо Дассена (хотя они и сегодня нисколько
не потеряли своей значимости, пример — масса перепевок, кавер-версий
и т.п.), либо прослыть считающим самодостаточными стилями лишь качественный
рок и классику. Прекрасно понимаю, что дискотеку и легкий «ненапряжный»
жанр еще никто не отменял и не отменит. Но товарищи, где же граница
бесстыдству? Каким образом продолжает удерживаться такой уровень спроса
на такое... даже названия которому не подобрать?
Я не буду клеймить каких-то отдельных уродливых представителей рассматриваемого
жанра; во-первых это несложно (плохое назвать плохим действительно труда
не составит), а во-вторых, гораздо лучше меня это умеет делать Олег
Мэнсон из «Сегодняшней Газеты» (его рубрика выходит в субботних номерах
«СГ»), а нишу, занятую вполне достойным обличителем я оспаривать не
буду, а в-третьих — все и так понимают, о ком я говорю. Моя задача —
разобраться, что дает жизнь и даже не оспаривает право на существование
абсолютной безвкусице, именуемой «современной российской эстрадой».
Я считаю главнейшей причиной этого, уже упоминавшееся явление «шоу-бизнес».
Группы, исполнители, раскручиваемые денежными мешками, не могут иначе
относится к настоящему, искреннему музыкальному творчеству, как только
прямо противоположно. Здесь возможно провести параллель между понятиями
«красиво — цветасто», «искренне — бездуховно», «качественно — безвкусно».
И все это подразумевает: «талантливо — бездарно». Талант не дает сиюминутной
выгоды спонсору, ведь часто их оценивают даже только после смерти; к
тому же массовое ничего общего не имеет с культовым, необычным, своеобразным,
в общем тем, что не вписывается в рамки «навязываемого».
Собственно работа деятелей шоу-бизнеса заключается в том, чтобы найти
потенциальную «поп-звезду», вложить деньги в ее красивое оформление
(внешность, клипы, альбомы), разрекламировать, «запустить» по концертным
площадкам страны — и собирать дивиденды. Тексты, музыка, и даже вокальные
данные находятся отнюдь не на первом плане. Тексты создают «поэты»,
штампующие их сотнями, а компьютер теперь умеет не только «сочинять»
музыку, но и «вытягивать» голос для фонограммы.
Сотворив эти нехитрые махинации, можно рассчитывать на успех, соотносимый
с объемом вложений. Если меценат тратится умно и по-крупному, получаются
Децл и Алсу, если нет - Сташевский и Зосимова. Очень показателен известный
анекдот: «Алсу, доченька, не плачь, станешь ты чемпионкой мира по хоккею,
— говорит ее отец (нефтяной магнат), — лишь бы акции на нефть не упали».В
принципе, степень вложений в «звезду» может даже привести к тому, что
ее будут на полном серьезе рассматривать, как «всенародного любимца»,
«нашу гордость», «народного артиста».
Самый яркий пример в нашей стране — Филипп Киркоров. Люди валом идут
на его концерты, невзирая на астрономические цены билетов, в основном
из-за невероятно красочных шоу, грамотной постановки и балета на подтанцовках.
А сам «артист», бегающий по сцене и по рядам, лучше всего разоблачен
в компьютерной версии «Филипп Киркоров без фонограммы»: хриплый голос,
тяжелое дыхание, сквозь которое с трудом можно разобрать песню «Единственная
моя». И ведь он нам подается как «звезда первой величины»! Что же тогда
происходит в стане других «звезд»?
А ведь затраты на красивое оформление бездарностей часто с лихвой окупаются.
Искать причины жизнеспособности подобных субъектов следует искать, видимо,
не в том, что нет никакой альтернативы, и народ «проглатывает» то, что
ему подают. Альтернатива всегда есть, даже когда ее давят и не дают
ходу. Причины кроются, скорее всего, в элементарной лени нашей молодежи:
что крутит, скажем, Мтв, то и слушают, причем чем чаще мелькают те или
иные персонажи, тем более они становятся популярными, со всеми, как
говорится, вытекающими: увеличение продаж альбомов и числа концертов,
а также выступления в «золотых граммофонах» (типа песни года), и «евровидениях».
Нисколько не верю в то, что количество показов зависит от количества
звонков и сообщений на пейджер, с просьбой посмотреть тот или иной клип.
До меня не доходит, как можно заказывать «Стрелок», «Блестящих» и прочих
«девочек»? Однако их крутят, несмотря на их нулевой рейтинг. Значит,
это кому-то нужно?
Мтв — самый мощный конвейер шоу-бизнеса во всем мире. Ссора с ним каких-либо
«звезд» автоматически означает их необратимый «закат», так как клипы
перестают мозолить глаза потребителям и исполнители «благополучно» забываются
(вот он, «раскрученный талант»!). Следовательно, успех заключается в
бесконечном присутствии на экране, независимо от качества музыки или
текста. Вывод: борьба за место под солнцем Мтв ведется не поклонниками
тех или иных групп, а продюсерами — денежными мешками. Там нет авторитетов
— только деньги.
Что можно пожелать нашей молодежи, поглощающей только то, что предлагают?
Главное — побольше верить себе, разобраться, какое творчество по-настоящему
находит отклик в душе. Ведь песня — это гораздо больше и выше, чем считается
сейчас. Если человек точно знает, что «его», а что не «его», он никогда
не позволит кормить себя зловонной кучей российского «попса».