Панк-рок родился не на британских улицах,
а в советской школе. Он был настолько первобытным, настолько не вписывающимся
в ландшафт, что вся остальная музыка в перестроечном СССР могла показаться
только молчанием по сравнению с этим хриплым криком свободы, который не
поддавался литовке и находил путь наверх из подпольных репетиционных баз,
тайком разместившихся в подвалах пятиэтажек, котельных и родительских
гаражах.
Мешанина диких идей и взглядов в осоловевших умах советских подростков
была попыткой избавиться от продвигаемого «совком» навязчивого ханжества,
и результат этих попыток был поистине невообразимым разные там, православные
анархисты и фашисты-ницшеанцы как тараканы полезли из всех щелей, изливая
свою ненависть к жизни и вселенскую любовь к человечеству на сцене заплеванных
ДК.
Так, небезызвестный Егор Летов до того как отдать всего себя культовой
ныне «Гражданской Обороне», имел некоторое отношение к сибирскому ВИА
«Адольф Гитлер», чьи политические убеждения достаточно ясно характеризуются
названием. Да и сейчас Летов, пережив длительный неистово антисоветский
период, во время которого он пытался проповедовать некий общинный христианский
анархо-коммунизм, вернулся к своим национал-державным взглядам. Так что
не надо удивляться, что среди современных наследников ГО попадаются всякие,
вроде белорусской группы «Красные Звезды», чье творчество при первом ознакомлении
вызывает массу вопросов, ответы на которые можно получить не столько идеологическим,
сколько биографическим анализом явления.
Судите сами. Владимир Селиванов, лидер этой минской команды, является
не последним человеком в одной молодежной националистической организации,
имеющей в республике статус пропрезидентской аналогии наших «Идущих вместе».
При этом, судя по творчеству самого Селиванова, как раз с идеологией там
что-то не в порядке. В статье Виктора Мартиновича «Страна победившего
фашизма (краткий очерк истории становления белорусского экстремизма)»
читаем: «Главная молодежная организация, "вещавшая" от лица
президента, ударилась вдруг в откровенный экстремизм. Обусловлено это
было прежде всего тем, что в "Прямом действии" состояло довольно
много юных национал-большевиков "лимоновского толка". Для некоторых
экстремизм был "приколом", но большинство излагало свои взгляды
с пугающей серьезностью. Лидером национал-большевистского крыла в "Прямом
действии" являлся Владимир Селиванов, - фигура настолько же интересная,
насколько и непонятная. Сегодня он - заместитель председателя "Прямого
действия".
Бритоголовые мальчики, собирающиеся возле филармонии, знают его как солиста
радикальной рок-группы "Красные звезды". Я бывал на концертах
"Красных звезд" и могу сказать, что политик Селиванов более
сильный, чем певец. Собственно музыка "в Творческом наследии” его
рок-группы занимает последнюю роль». С поправкой на авторские либерально-политкорректные
сопли, придется признать, что политические воззрения Владимира не делают
ему чести, хотя неоправданно ругательную оценку музыкальной составляющей
творчества «Красных Звезд» следует оставить на совести Мартиновича и его
традиционного мещанского вкуса. Несомненно Селиванов, как человек искусства
имеет право на определенную политическую оригинальность, но как видно
из нашего случая, при потере чувства меры это качество может быть чревато
паталогиями.
Надо быть моральным уродом, чтобы делая невинные глаза, мешать песни про
советских комиссаров и откровения в духе славянского неонацизма в одну
красно-коричневую бурду. Группа же строит вокруг такого месива все свое
творческое кредо, собственными усилиями создавая себе незаурядную отрицательную
харизму. Такой репутацией «Красные Звезды» обязаны прежде всего своей,
весьма своеобразной психологии, текстам, где КЗ усердно смакуют эстетику
немотивированного насилия, выражая их в воспевании «ужасов ГУЛАГа», зверств
эсэсовцев, а также в симпатии к "любимцу детворы" Адольфу Гитлеру.
Причем, ставя германских нацистов на одну ступень с большевиками, они
претендуют на аудиторию левацки-настроенной молодежи, нисколько не смущаясь
такой полярностью своих идеологических намеков. Нечаевская теория разрушения,
в свое время порожденная умами разочарованных нерешительностью трудовых
масс террористов, чья отчужденность от общества поставила их с современным
миром по разные стороны баррикад, сделала здесь шаг к маньеризму, потеряв
свой убедительный вид. Мировоззрение отчаявшегося фанатика, сторонника
революционного террора, пронесенное через творчество манерного по самой
своей сути артиста, обернулось обычными потугами на радикализм, где сквозь
поэзию лозунгов проглядывает только шизофреническая смесь анархических
и фашистских идей.
При всем при этом, революционная патетика выходит архивыразительной, благо
здесь к месту приходится характерный для группы героический пафос. Стихи
Селиванова очень хороши несмотря, а может и благодаря тому, что в каждой
его строчке звучит Егор Летов, с его привычным футуризмом. Можно даже
поставить в пример многим прочим поэтам-песенникам а-ля Грушинский фестиваль.
«Кровь с молоком» - наиболее часто встречающаяся иносказание которое Владимир
пытается наполнить неким глубинным значением двух антагонистических, но
и взаимовлекущих сродных стихий, двух образов мышления и двух идеологий.
Красное и белое как близнецы-соперники, как Адам и Ева, Каин и Авель,
Инь и Янь в общем полный набор сакральных транскрипций, которых можно
было скорее ожидать не от бунтаря, а от мракобеса-консерватора. Зато,
временами красиво.
С музыкой КЗ разобрались не просто, рубить с плеча не стали. Обращает
на себя внимание инструментальное умение коллектива, возвышающееся над
уровнем средней квалификации российских музыкантов, хотя на фоне последнего
студийного опыта «Адап-тации» или того же Летова, парням есть чему поучиться.
Сами «Звезды» называют свой стиль громким словом «революционный рок»,
что можно выразить еще более кратко - Маяковский, но только Маяковский-трибун,
а не Маяковский-лирик. Я назову это гитарными русскими революционными
песнями, поскольку здесь нет типично рок-н-ролльной мажорной темы, пришедшей
от блюза, а есть утяжеленный и грязный бард-рок с поэзией неофутуристов.
Бард-рок временами находит в себе то ли силу, то ли слабость, обернуться
металлом в стиле Новой Британской Волны гитарист «Красных Звезд» проявляет
к нему явное пристрастие. «Звезды» взяли на вооружение наименее устаревшие
достижения доставшиеся от сибирского андерграунда уплотненный звук, создаваемый
мощными и мрачно-грязноватыми гитарами, постаравшись при этом везде, где
только возможно, продублировать ГО.
Так, их солист обладает почти идентичным егоровскому, раскомплексованным
вокалом, который ничем не уступает оригиналу по размаху благородных интонаций.
Они дополнили мелодические решения отечественных рокеров типичными для
советской песни гармониями, полными романтики и героизма. Они вспомнили
русский фольклор, причем скорее дворовый, чем традиционный народный. Они
отбросили панк-минимализм, как обыкновенное упадничество, заменив его
более угодными русскому уху затейливыми рок-построениями. Ничего принципиально
нового в этом разумеется нет, а суицидально-развеселый тон свойственный
песням, при всем их великолепии, дает немало ассоциаций с кое-какими другими
авторами.
Впрочем, раз уж «Красные Звезды» всплыли на поверхность на фоне такого
изобилия клонов ГО в каждом российском захолустье, значит это кому-нибудь
нужно. Тем более, что по силе материала с ребятами мало кто может сравниться,
он конечно не всегда оригинален, но всегда грандиозен. Помпезность с которой
Селиванов пытается превратить русскую матерную песню в тевтонскую балладу,
и выдает в его группе одну из рядовых национал-большевистских агитбригад.
Ну что ж, наши герои, по крайней мере, из лучших: «День донора», «Регион
77» или «Волшебная гора» - апологеты нацбольского музона, здорово уступают
белорусам по уровню.
Как и положено нацболам, их радикализм зависит от количества выпитого,
а любой «революционный» ярлык в данном случае равносилен наклеенной рядом
с ценником черно-белой табличке «Parental Advisory». Кроме люмпен-пролетариата
и некоторых тонких ценителей маргинального искусства, на их сейшены заходят
разве что психоаналитики, и имея дело с предметом такого рода, встаешь
перед дилеммой, абсурдно с одной стороны, судить о музыке применяя классовый
подход, но пропагандировать творчество несущее местами столь античеловеческий
характер, людям неспособным отличить зерна от плевел, я бы поостерегся.
Эту группу можно полюбить, если не услышать половину репертуара, где поется
про «эпоху правой руки», «третий путь» и православную державу. Коллектив
под названием «Красные Звезды», по многим признакам, один из лучших русскоязычных
составов последних лет. Он достоин вашей любви. А размытость политического
фарватера, думается, у них неспроста: очень уж хочется считать себя героем
и одновременно получать государственную дотацию, разогревать зал перед
выходом братьев Летовых, и делить сцену с «Коловратом». Пора уже не морочить
людям голову, а назвать вещи своими именами, не путая советский патриотизм
с псевдореволюционным фашизмом. «Я несовершенный гуманист, потому, что
хочу стереть с лица земли около 70% населения земли. Витухновская абсолютный
гуманист, она хочет уничтожить все человечество».
Никого уже не удивишь ненавистью к жизни, которой бравирует лидер «Красных
Звезд». Наверное, именно из-за нее Владимир в своих интервью производит
настолько неприятное впечатление расчетливого цинизма и холодной злобы,
что поневоле начинаешь сомневаться в искренности его творческих эмоций,
слушать можно временами с восхищением, временами с чувством гадливости.
Когда люди сами не знают, что они хотят сказать своим экстремизмом, это
ничем не лучше мейнстрим-рока, это обычный для России дурдом.
И напоследок хочется завершить статью словами главного АКМовца, сказанными
им на вечере памяти Маяковского после сумасшествия, которое учинил на
сцене солист Красных Звезд: “Товарищи, не обращайте внимания на всю ту
х…ю, которую здесь п….л Селиванов. Это саботаж”.
|