№18, 2005г. |
|
революция большевик большевизм СССР серп и молот молодежное издание новости |
Любовь и революция 100-летию Николая Островского посвящается “Николай
Островский и есть тот мерцающий уголёк, который всегда будет озарять
нашу многострадальную землю. Он никогда не покроется пеплом забвения.
В каждом, кто стремится быть порядочным человеком, есть крупица этого
выдающегося человека и писателя.” |
Исполнилось сто лет выдающемуся революционеру, великой личности, ставшему символом грандиозной эпохи в истории человечества - Николаю Алексеевичу Островскому. Сто лет - совсем немного для истории, частью которой стало его имя, но эпоха измеряется не сменой дней и ночей, а количеством и значимостью событий, которые она вмещает. Имя Николая Островского стало известным благодаря его книге "Как закалялась сталь", и все, что связано с именем автора в большей степени перешло на главного героя этой книги Павла Корчагина. Их имена неразделимы. Говорят, что время создает героев, в том числе и героев книг, но время и читает эти книги. Для современников Островского, переживавших революционные, трудовые и военные бури, Корчагин был товарищем, одним из них, только лучшим, надежнейшим, освещающим путь, подобно сердцу Данко. Но как только жизнь советских людей вошла в относительно спокойное русло, благодаря самоотверженным усилиям таких как Н. Островский и его герой, а также тысячам и миллионам вдохновленных ими молодых и не только молодых героев, стало меняться и отношение читателя к людям и событиям, описанным в этой книге. И это понятно. Когда в доме пожар, то самыми необходимыми людьми в этот момент являются пожарные, при чем не только профессиональные, но и их добровольные самоотверженные помощники. Авторитетны эти люди и тогда, когда после пожара необходимо срочно восстанавливать и отстраивать пострадавшее жилье, ведь для этого, порой, тоже требуются титанические усилия и сверхчеловеческие качества личности. Но как мы относимся к противопожарной охране, после минувшей беды, когда жизнь стала спокойной теплой и уютной?! Какими назойливыми кажутся тогда напоминания тех же героев о постоянной бдительности, о пагубности беспечного проматывания жизни! И общество мещан, понимая в общем-то свою убогость перед "рожденными бурей", начинает защищаться от них "доской почета". Вначале мещанин и в самом деле верит, что он, такой же как они, разделяет их убеждения, цели и переживания, только слабее их. И действительно, не всем же быть героями, по крайней мере, всю жизнь. Хочется просто отдохнуть. Ведь все войны ведутся ради победы, за которой следует спокойная мирная жизнь; все революции совершаются, чтобы жизнь стала лучше, спокойнее, увереннее. И все это - почти правда. И смотрят герои с пьедесталов, экранов, книжных страниц на мещанина, и видит он в них лишь икону, "образок", который, как ему и полагается, должен "хранить", "спасать", "оберегать" покой мещанина в обмен на полное к нему почтение. Так образец превращается в образок. Такого мещанина все еще можно рассматривать как товарища, хотя и тяжело заболевшего. Но если он почувствовал удобство своего положения, то перед нами уже родившийся, хотя еще и не окрепший враг. Его поклонение бывшим образцам переходит в презрение и ненависть к ним. А иначе как же сохранить уважение к самому себе?! Ведь присутствие героя или его образа в душе или перед глазами тревожит засыпающую совесть. И мещанин избавляется вначале от образа, а за тем и от совести, поскольку они не отделимы друг от друга. Но выбрасывая на помойку совесть, человек теряет то, ради чего только и можно жить и ради чего можно умереть - любовь. Мещанин не знает счастья настоящей любви, Поскольку любить - значит безвозмездно, а не на обмен отдавать себя. В этой истине нельзя убедить словами и аргументами. Ее можно только почувствовать, а почувствовав, без сомнения принять как наивысшую ценность жизни. Но разве не противоречит этому то, как сам Корчагин поступил с собственной любовью?: - Здравствуй, Павлуша. Я, признаюсь, не
ожидала увидеть тебя таким. Неужели ты у власти ничего не заслужил лучшего,
чем рыться в земле? Я думала, что ты давно уже комиссар или что-нибудь
в этом роде. Как это неудачно у тебя жизнь сложилась... - заговорила Тоня,
идя рядом с ним. Именно так только и может поступить по-настоящему любящий человек. Потому что нет на свете таких чинов, орденов, денег и прочих благ, ради которых можно сгореть без остатка, испытывая ощущение ослепительного счастья. Это может сделать лишь любовь. Но не та, а которой тысячи лет твердят святоши всех мастей, а любовь к людям, основанная на уверенности в победе справедливых отношений между ними, в победе "великой армии труда" над всеми паразитами. Напрасно мещане упражняются в поговорках типа: "Легко любить все человечество, но трудно - конкретного человека". Все человечество любить и не надо, Ведь паразиты - формально, тоже люди. Но тот, кто выработал в себе чувство справедливости, не ошибется и в любви, будь то любовь к товарищам, родине, женщине, жизни. И Корчагин, также как и Николай Островский, всей своей судьбой доказали свою верность этим ценностям. У мещан и в самом деле есть все основания бояться подобных людей и их образов, ведь, в конечном счете, они чувствуют свое ничтожество перед ними. Но тот, в ком жива любовь и совесть, станет многократно сильнее, прочитав книгу Н.А. Островского "Как закалялась сталь".
|
И.Колюрник
|
газета революция молодежное издание большевиков | |
№18, 2005г. |
|
||||||
|